Агломерационное развитие Красноярска

12.2.2007 | Из «Доктрины устойчивого пространственного развития Красноярского края на 2007–2011 годы» | Эксперт.Сибирь
 
 

Основная цель: формулирование основных принципов территориальной политики для создания сбалансированной пространственно-экономической структуры региона.

 

Основные задачи: исследование возможностей сокращения территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав Красноярского края.

Территория края, исходя из современного социально-экономического состояния и перспектив развития муниципальных образований, была разделена разработчиками на семь макрорайонов: Центральный, Западный, Восточный, Южный, Енисейский, Приангарский и Северный, для каждого из которых на основе детального анализа наблюдаемых процессов и тенденций были предложены инерционный и оптимизационный сценарные планы.

Главным полюсом роста и локомотивом социально-экономического и пространственного развития Центрального макрорайона и всего края является Красноярская агломерация. Необходима выработка схемы ее районной планировки и экономической стратегии форсированного развития в крупную постиндустриальную полицентричную агломерацию Большой Красноярск. Это позволит максимизировать общий агломерационный эффект и наиболее полно использовать потенциал каждого отдельного муниципального образования.

Реализация агломерационной стратегии развития должна быть обеспечена максимальной консолидацией административно-финансовых ресурсов на всех уровнях власти в направлении интенсификации социально-экономического развития Красноярска и зоны его влияния. Необходимо массированное привлечение финансовых ресурсов как федерального бюджета, так и частных инвесторов.

Пространственная стратегия в отношении остальных выделенных макрорайонов ориентируется на города, как полюса социально-экономического благополучия, с наибольшим потенциалом развития. Исключением являются районы нового освоения — Приангарский и Северный, где точками роста выступают ареалы реализации крупных промышленно-инфраструктурных проектов, уже начатых или запланированных к реализации. Сельская местность, за исключением ряда территорий, на которых расположены крупные успешно развивающиеся региональные агропромышленные холдинги, практически повсеместно депрессивна.

 

Для обеспечения устойчивого пространственного развития предлагаются следующие ключевые инструменты:

• создание краевых особых экономических зон (ОЭЗ) трех основных типов: агропромышленных, лесопромышленных и туристско-рекреационных;

• создание регионального Инвестиционного фонда, аккумулирующего доходы, полученные за счет нынешних высоких цен на вывозимые из края минерально-сырьевые ресурсы, для обеспечения краевой администрации средствами для ведения активной инвестиционной политики;

• совершенствование институциональных нефинансовых инструментов поддержки инвесторов с внедрением службы проектного сопровождения инвестиционных проектов (принцип «одного окна»);

• реализация комплексной программы поддержки малого бизнеса, включающей снижение административных издержек, различные целевые грантовые программы, конкурсы мелких инноваций, программы льготного кредитования;

• приоритетная поддержка наиболее социально значимых для региона отраслей экономики (сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, угледобычи), которая должна заключаться в стимулировании укрупнения хозяйствующих субъектов, создании эффективной системы сбыта продукции, внедрении программы поддержки экспорта готовой продукции за пределы края;

• расширение участия региона в распределении федеральных инвестиционных ресурсов (реализация приоритетных национальных проектов, распределение бюджетных средств в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы и ряда бюджетных фондов, участие в конкурсах на выделение средств Инвестиционного фонда и внедрения федеральных ОЭЗ и т.д.);

• эффективное взаимодействие с федеральными холдингами, работающими на территории края;

• осуществление внутрикраевой миграционной политики, предусматривающей координацию процессов межрайонной миграции в соответствии с потребностями и проблемами края, что в свою очередь предполагает адаптацию региональной образовательной политики к целям и задачам пространственного развития и налаживание эффективного механизма регионального заказа на подготовку тех или иных специалистов.

Ключевое значение для обеспечения устойчивого пространственного развития имеет комплекс мер административно-управленческого характера. Это в первую очередь создание координационных советов по развитию макрорайонов с включением в состав этих субрегиональных управленческих структур глав входящих в макрорайон муниципальных образований и представителей краевой власти уровня профильного вице-губернатора или руководителя департамента администрации. Особенно важно это в отношении Центрального макрорайона. Эти координационные советы могли бы взять на себя и функции инициирования проектов ОЭЗ, привлечения в них участников, контроля за их реализацией.

 


Вернуться к списку публикаций