Новосибирская агломерация

13.10.2005 | Калантаев П.А. | http://loi.sscc.ru/bdm/nso/attr/zapsib/nso.htm
 

      Новосибирская  агломерация включает поселения, экономически, социально и территориально тесно взаимосвязанные с Новосибирском, находящихся от его центра в пределах полуторачасовой доступности. Доля агломерации превышает 3/4 валового регионального продукта Новосибирской области, она практически целиком определяет тенденции развития областной экономики. По экономическому признаку в состав агломерации попадают города Бердск, Обь, поселки городского типа Кольцово и Краснообск, Новосибирский сельский район, а также ряд других близлежащих к Новосибирску районов области, в том числе Ордынский, Тогучинский, Искитимский, Колыванский и др. В городе Обь расположен один из крупнейших в стране аэропортов, который вносит значительный вклад в реализацию функций Новосибирска (межрегиональные связи, внешнеэкономическая деятельность и т.д.). Кольцово и Краснообск имеют с Новосибирском смежные территории, где сконцентрирован высокоразвитый научный потенциал, тесно связанный с академической и вузовской наукой областного центра. Фактически граничит с новосибирским Академгородком город Бердск с родственной Новосибирску специализацией промышленности.

      Что касается Новосибирского сельского и других близлежащих к Новосибирску районов, то они, во-первых, имеют большое значение для формирования продовольственной базы Новосибирска, во-вторых, между ними и городом сложились очень тесные социально-культурные связи и, наконец, именно там расположены дачные участки большинства горожан.

     Социальный аспект взаимодействия поселений в Новосибирской городской агломерации определяется слабым территориальным сегментированием рынка труда и объективными тенденциями формирования на смежных территориях единого трудового рынка. Большое значение при этом имеет маятниковая миграция между областным центром и поселениями агломерации, вызванная как трудовыми, так и культурными, торгово-бытовыми, образовательными и другими связями. Маятниковая миграция в Новосибирске осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным транспортом по имеющимся путям въезда в город, а летом также в незначительной доле и речным транспортом. За счет маятниковой миграции постоянное население Новосибирска ежедневно прирастает не менее чем на 80-100 тыс. человек.  карта


Вернуться к списку публикаций