Торговый ажиотаж

28.7.2007 | Юлия Переломова | Газета Восточно-Сибирская правда
 

     Региональные власти объясняют такое внимание к Иркутску проектом агломерации, а эксперты констатируют, что высокая конкуренция на западе вынуждает ритейлеров уходить в отдалённые регионы. Пока острой конкуренции между местными и федеральными операторами не ожидается, однако потом последние могут поглотить местных игроков. По информации "Конкурента", в ближайшие годы в Иркутске появятся по крайней мере четыре торговых центра. Окончательно оформились два крупных проекта. Первый - многопрофильный торгово-развлекательный комплекс "Континенталь" (ЛПК "Континентальинвест"). Второй - многофункциональный ТРК "Фортуна сити молл" (ООО "Фортуна").

      Как сообщил "Конкуренту" генеральный директор "Континенталь-Сибирь" Сергей Хоменко, центр площадью около 100 тыс. кв.м будет построен на острове Шишиловский. Стоимость проекта, который должен быть завершён в 2009 году, 94,5 млн. долларов. ООО "Фортуна" также рассчитывает на 100 тыс. кв. м. Центр будет "спутником" уже имеющихся торговых площадей иркутской сети и разместится в створе улицы Карла Маркса, его стоимость - 173 млн. долларов. Авторы обоих проектов заявляют стандартный для мегацентров набор: парковочные места, гипермаркеты федеральных сетей, брендовые галереи, кинозалы, рестораны. По информации "Конкурента", в ноябре 2007 года в Иркутске планируется открытие торгового комплекса "Карамель" на 26 тыс. кв. м по улице Горной, а в 2008 - центра "Эрмитаж" (ул. Сергеева, 3).Как сообщила "Конкуренту" начальник отдела генерального плана ОАО "Иркутскгражданпроект" Екатерина Протасова, два крупных деловых центра в створах нового Ангарского моста - на левом и правом берегу реки - запланированы в генплане Иркутска. Крупный торговый комплекс предполагается разместить на территории нынешнего завода ИЗТМ в створе улицы Карла Маркса. Площадки под торгово-развлекательные сооружения зарезервированы на полуострове Кирова, острове Конный, острове Шишиловский.

       Между тем в Фонде регионального развития "Конкуренту" сообщили, что предложения о размещении торговых объектов в зоне агломерации были направлены крупным торговым сетям РФ (среди них - "Пятёрочка", "Лента", "Перекрёсток") в июне, но ответы пока не получены. В то время как в апреле основатель сети "Пятёрочка" Андрей Рогачёв заявил о том, что построит торговые центры в девяти городах России, в том числе и в Иркутске. По словам начальника управления потребительского рынка департамента экономики администрации Иркутской области Владислава Буханова, интерес к областному центру проявила сеть "МЕТРО Кэш энд Керри". В центральных офисах сети "Пятёрочка" и "МЕТРО Кэш энд Керри" комментировать планы в отношении Иркутска отказались.

       Аналитик ИК ФИНАМ Владислав Исаев считает, что продвижение федеральных сетей на восток России вполне закономерно. "Рынок крупных городов европейской части России перенасыщен, - отметил он. - Новые проекты появляются в расчёте на рост уровня доходов населения. Федеральные ритейловые сети, скорее всего, войдут в какие-то из уже строящихся центров, поскольку такой подход позволяет им осваивать новые регионы с меньшими расходами". Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Александр Воронов отметил, что экспансия крупных торговых марок в регионы началась давно. Однако продуктовые сети двигались медленно, так как они зависят от чёткой работы логистики. Ранее сети не продвигались далее Западной Сибири, сейчас идёт активное освоение Красноярского края. "Иркутская область оперирует проектом агломерации, что привлекает федералов. Город мог бы стать неким логическим узлом при продвижении далее, на восток страны", - полагает он. "Опасность того, что центры могут быть не востребованы, есть, - отмечают в "ФИНАМе". - Но только в том случае, если общая экономическая ситуация в стране начнёт ухудшаться".

       Александр Воронов не видит причин конкуренции между региональными и федеральными сетями: "Рынок пока довольно широкий, а прогнозируемое вступление России в ВТО и возможное удешевление импорта спровоцируют увеличение спроса населения". Между тем, по мнению Исаева, федеральные сети имеют большие возможности как в плане инвестиций в развитие, так и в плане маркетинга. Ввиду этого местные сети будут постепенно вытесняться и поглощаться.


Вернуться к списку публикаций