Иркутск обзавелся генпланом

31.5.2007 | Иван Романов | Газета Коммерсант
 

     До последнего времени Иркутск развивался в соответствии с генпланом, принятым в 1970 году. В 1985-1987 годах в него вносились изменения, однако к концу 1990-х годов документ устарел. В 2001 году иркутская мэрия заключила с ОАО "Иркутскгражданпроект" договор на разработку нового генплана, а в 2004-м была одобрена его концепция. Предполагалось, что главный городской документ мэрия получит от разработчиков в конце 2004 - начале 2005 гг., однако этого не случилось. По признанию представителей "Иркутскгражданпроект", они столкнулись со "значительными затруднениями при анализе имеющейся информации", поэтому подготовка главного документа откладывалась. В декабре 2006 года мэр Иркутска Владимир Якубовский, отчаявшийся получить генплан, на Градостроительном совете при губернаторе Александре Тишанине фактически обвинил "Иркутскгражданпроект" в неспособности сделать документ. Впрочем, гендиректор "Иркутскгражданпроекта" Андрей Макаров в ответ заявил, что генплан во многом тормозится из-за бессистемной политики мэрии в выдаче земельных участков под строительство: "В проекте указаны четырехэтажные дома, а в городе на их месте уже стоят дома в 16 этажей, то есть их строительство не увязывается с концепцией нового генплана".

     После долгой дискуссии губернатор и мэр, наконец, услышали от проектного института нужные слова: генплан будет у мэрии в конце декабря или, в крайнем случае, в начале января. Проектировщики не обманули, и уже в феврале в мэрии главный городской документ, обошедшийся бюджету в 14,92 млн руб., был официально представлен. Генеральный план развития Иркутска до 2020 года разработан в электронном виде как геоинформационная система. При его создании использовалась топосъемка и космический снимок. Как сообщил главный архитектор генплана Вадим Снежко-Блоцкий, документ создавался с расчетом на то, что население города к 2020 году составит 620 тыс. человек против 578 тыс. человек сейчас.

     Судя по расставленным в документе акцентам, главная задача генплана - решить транспортную и территориальную проблемы. Подробно изучив схему современной застройки, проектировщики решили, что в Правобережном округе под новое жилищное строительство пригодно 614 тыс. кв. м земли, в Октябрьском - 1,93 млн кв. м, в Свердловском - 2 млн кв. м, в Ленинском - около 1 млн кв. м. Как отметил господин Снежко-Блоцкий, наиболее перспективными площадками под строительство можно считать территорию между улицами Сурнова и Рабочего Штаба, полуостров Чертугеевский, район Студгородка, а также шестой-восьмой микрорайоны в Ново-Ленино.

     Транспортную проблему Иркутска проектировщики решили устранить с помощью создания "скоростного кольца" по схеме: улица Трактовая - нижний Ангарский мост - улица Сурнова - проектируемая магистраль Октябрьского округа - плотина ГЭС - улица Старокузьмихинская - объездная дорога Свердловского административного округа вокруг Кайской горы с выходом на новый мост через Иркут, и дороги к Ленинскому району. Разгрузить улицы Иркутска предполагается также за счет северо-восточного обхода Иркутска через Голоустный тракт с выходом на Плишкинскую автодорогу. Старый ангарский мост, считают проектировщики, фактически исчерпал ресурс пропускной способности, а строящийся третий мост через Ангару будет загружен почти сразу после начала эксплуатации. Поэтому "Иркутскгражданпроект" предложил рассмотреть вопрос о строительстве еще одного перехода в створе устья Ушаковки. Отметим, что на мостах в генплане "завязана почти вся новая транспортная схема. Чтобы обеспечить непрерывный поток движения, проектировщики рекомендовали иркутской мэрии перебросить два моста через Иркут и два - через Ушаковку. При этом обязательной "опцией" к транспортной схеме Иркутска являются 32 развязки. Любопытно, что генпланом предусмотрено развитие трех общественных центров в Иркутске: в районе Академгородка, Сибэкспоцентра и возле строящегося ангарского моста, рядом с островом Шишиловский. Формирование последнего начнется этим летом: мэрия месяц назад одобрила проект "Континентальинвеста" по строительству торгово-развлекательного комплекса стоимостью $55 млн. В генплане также отмечается необходимость строительства еще одной ТЭЦ для Иркутска. Проектировщики считают, что к 2020 году в городе может возникнуть дефицит тепловых мощностей. Чтобы избежать этого, генплан предлагает построить на левом берегу ТЭЦ-8, которая будет работать на ковыктинском газе.

     Проверку на прочность генплан начал проходить в конце апреля, когда главный документ горожане стали обсуждать на общественных слушаниях. При этом почти сразу критике подвергалась экологическая схема Иркутска, отраженная в генплане. К примеру, представитель движения против массовой застройки Иркутска Татьяна Гарьева заявила, что документ никак не учитывает фактор комфортности проживания в центре города: "В центре города находится 19 торговых центров, из-за которых забиваются улицы Иркутска. А новые парковки по генплану разместятся рядом с рекреационными зонами. Другими словами, наши дети на прогулке будут дышать выхлопными газами". Критике подверглась и система озеленения в городе. Один из участников слушаний отметил, что по российским стандартам на одного человека приходится 12-18 кв. м озелененной территории в пределах города, а в Иркутске - всего 5 кв. м. Не понравилось гражданам и строительство в историческом центре города - его было предложено ограничить. А вот система сохранения памятников в генплане всех устроила. На последних слушаниях в конце мая председатель областного комитета охраны памятников Александр Дулов заявил, что эта часть документа реализована неплохо. Правда, историк все же рекомендовал властям в будущем быть более внимательными при выдаче разрешений на строительство: "У нас много примеров, когда из-за выросших новых зданий полностью терялся вид на памятники архитектуры". Отметим, что почти шестилетняя разработка генплана привела к так называемым "накладкам". Скажем, границы некоторых рекреационных зон прошли по ранее выданным под строительство участкам либо рядом с ними. Из-за этого у нескольких строительных организаций возникли проблемы с контролирующими органами: последние, ссылаясь на генплан, начали закидывать застройщиков соответствующими уведомлениями и требованиями временно прекратить работы. Проблемы, впрочем, были скоро решены в пользу застройщиков, но на общественных слушаниях они рекомендовали мэрии впредь быть более осмотрительной в отводе земель. Всего в адрес генплана поступило лишь 22 замечания. Как признался Вадим Снежко-Блоцкий, большинство из них имели личностный характер: "Жителей больше интересовало, что будет с их домом по генплану, а не вопросы рекреации или строительства новых объектов".

     По словам чиновников мэрии, наиболее внятные замечания к генплану представил Фонд регионального развития (ФРР), занимающийся проектом агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова. Президент фонда Алексей Козьмин, скажем, усомнился в целесообразности создания дальнего обхода Иркутска "Зеленый - Плишкино": "Получается, что транспорту придется делать приличный крюк вокруг города. Вряд ли это понравится водителям. Вообще, этот проект надо хорошо посчитать". ФРР, к примеру, также предложил отказаться от строительства тоннеля в транспортной развязке в предместье Марата. Как следует из официального письма Алексея Козьмина, эстакаду, в отличие от тоннеля, проектировщикам можно строить частями, не перекрывая движения. Вадим Снежко-Блоцкий пообещал, что большая часть замечаний будет учтена в конечном варианте генплана, остальное пригодится мэрии при подготовке схем территориального планирования отдельных округов Иркутска, где будет прописано точное размещение новых объектов. Известно, что сейчас уже идет работа над схемами территориального планирования Октябрьского и Центрального округов. В июне подправленный генплан уйдет на государственную экспертизу, а в конце месяца его должна утвердить городская дума. Местные наблюдатели уверены, что ни с тем, ни с другим у документа проблем не возникнет. "Красноярск и Новосибирск, которые приняли свои генпланы четыре года назад, нам уже не догнать: благодаря своевременно принятым документам эти города по уровню благоустройства далеко от нас ушли. Теперь главное - заставить наших чиновников исполнять генплан", - отметил один из участников общественных слушаний, завершившихся на прошлой неделе. В свою очередь исполнительный директор Союза строителей Иркутской области Виктор Вяшкалис пояснил "Ъ": "Уже хорошо, что у нас есть такой документ. Наличие генплана, к примеру, позволит более оперативно выделять участки под строительство жилья. Документ, конечно, не без недостатков, но, думаю, для развития города его будет достаточно".


Вернуться к списку публикаций