Фантазии на стратегическую тему

22.10.2009 | Юлия Хопта | БН.ру
 
Надо мечтать, но единообразно и законно. Проект ФЗ «О государственном стратегическом планировании в РФ» призван поставить в рамки безответственные фантазии о светлом будущем российских городов и весей. На VIII Общероссийском форуме стратегов в Петербурге этот законопроект обсуждали в то самое время, когда все надежды энтузиастов рухнули. Придется мечтать заново. Главная тема форума так и обозначена: «Посткризисный мир и новый этап стратегирования». 

Стратеги дружными рядами отправляются взращивать новое дерево целей. Отнюдь не все столь наивны, чтобы считать выполнимой задачу объединить стратегии муниципий разных уровней в концепцию долгосрочного развития всей страны. Трудно даже вообразить этот баобаб, корнями охватывающий восьмую часть суши с самым централизованным в мире государством на ней. Не Швейцария какая-нибудь, уж на что крошечная, а - конфедерация.
 
Наша иерархия стратегий беспрецедентна. Высшие цели теряются где-то в звездах, в туманностях национальной идеи, а корни исправно качают соки недр. Титаническим трудом созданная Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР-2020) устарела в день принятия, потому что как раз наступил ненастный ноябрь 2008 года. Современный мир превратился в кошмар российского стратега, что бы тот ни планировал. Мартышкин труд – строить прогнозы на завтра, если уже сегодня на все ответ один – цена за баррель.
 
Поэтому главным ньюсмейкером форума был министр финансов Алексей Кудрин со своим прогнозом цен на сырье. Низкие будут цены, на всякий случай предсказал он, от этого и мечтайте.
 
Совсем не вредно, закрыв глаза, представить, как бы оно было бы, если бы не. Придумать шахматную столицу мира Нью-Элисту, стратегический план Дагестана в виде горного орла или инфраструктуру гостеприимства в солнечном Магадане. Однако, некому. Среди прочих проблем острейшей оказался дефицит кадров и компетенций. Когда все регионы и органы местного самоуправления должны разом создать схемы территориального планирования и генпланы субъектов Федерации, нужны когорты специалистов. Хотя эта работа адова близка к завершению, вскоре ее придется признать «учебной» и переделать, уже под сенью стратегического баобаба. Гости форума диву давались масштабам «стратегирования» и искренне желали практикам: планировать вам - не перепланировать.
 
Дилемма стратагемы
Наблюдатель не мог не заметить, что дивизион стратегов разделен на два лагеря. Один во главе с президентом фонда «Центр стратегических разработок» Михаилом Дмитриевым выступает локомотивом новой системы стратегического планирования, другой отражает мнение (тоже не единое) ряда экономистов и широкого круга градостроителей из ведущих институтов обеих столиц. Урбанисты считают, что Градкодекс РФ, как они и предупреждали, уже доказал свою ущербность, что стране нужна градостроительная доктрина и новый кодекс, иначе все планирование в стране останется лишенной смысла схоластикой. А «чистые стратеги» уверены, что перепланировать все территории в два слоя будет меньшим злом, чем менять правила игры.
 
Этой коллизии добавляет драйва интрига гостайны. В промежутке между двумя форумами появился документ под полузабытым грифом «для служебного пользования» - Указ президента от 12 мая 2009 года №536 «Об основах стратегического планирования в РФ». Интересы национальной безопасности требуют ввести новое понятие стратегий федеральных округов и увязать их с прочими видами и типами документов. Минэкономразвития вскоре внесет в Госдуму соответствующий законопроект, над которым трудились три года, а Минрегион лоббирует в известной мере альтернативную Концепцию совершенствования региональной политики в РФ, которая тоже пока не утверждена.
 
Регионам, понятно, хлопотно переделывать большие пакеты стратегических документов (в Петербурге их уже пять) ради некой универсальной основы понимания перспектив. Но иначе стратегии социально-экономического планирования не разработать и с общероссийскими схемами электро- , газоснабжения и прочими отраслевыми схемами не связать. Правительство уже готовит социально-экономический прогноз развития страны до 2030 года, который повлечет корректуру отраслевых схем и региональных стратегий.
 
По мнению замминистра регионального развития РФ Сергея Юрпалова, взаимоувязанная корректировка всех документов будет завершена только в 2011 году. Чтобы упростить процесс согласования градостроительных решений, Минрегион предлагает три пакета поправок в Градкодекс РФ. Первая уже пошла по парламентским процедурам - продление сроков территориального планирования на 2 года. Иначе не успеть. Кроме того, нужно исключить лишние документы для утверждения схем, и уже одно это видится Юрпалову антикризисной мерой.
 
Второй пакет поправок (по поручению премьер-министра Путина) касается территорий, на которых планируется добыча полезных ископаемых. Мечты мечтами, но копать-то надо сейчас. Третья группа поправок упрощает создание особых экономических зон для инновационных производств.
 
Архистратег Михаил 
 Фонд «Центр стратегических разработок», похоже, махнул рукой на лихорадочно создаваемые муниципалитетами и субъектами федерации территориальные схемы. Кризис уже выбил из-под них почву, и все равно придется решать иные, посткризисные задачи. Стратегии должны работать, а не пылиться на полках роскошными увражами утопий. К тому же многие схемы сделаны непрофессионально и никак не связаны с приоритетами развития страны. Нужна универсальная методология.
 
Президент Фонда Михаил Дмитриев отметил, что стагнация в России больше других затронула средние города численностью населения 50-300 тысяч человек. Это не удивило эксперта, который предвидит, что в процессе дальнейшей урбанизации будут расти мегаполисы-миллионники, и это хорошо. Переселение народа в агломерации крупных городов он считает признаком оздоровления экономики. Кстати, через 10 лет Петербург на 40% будет состоять из мигрантов, поскольку уже сейчас до 55% приезжих студентов остаются здесь работать.
 
В докризисные годы число миллионников в России сократилось с 17 до 13, что было признаком технологической слабости страны. Ставка на инновации должна повернуть процесс вспять. А депопуляция средних городов превратит их в центры агроиндустрии. Располагая 10% мировой пашни, Россия будет развивать эту отрасль.
 
По обновлении Концепции долгосрочного развития РФ, по мнению Михаила Дмитриева, можно и Градкодекс изменить, а пока этот инерционный документ лучше не трогать. Созданные на его основе схемы территориального развития предлагается считать «тренировочными».
 
Президент Национальной гильдии градстроителей Максим Перов сокрушается, что «учебная тревога» территориального планирования дорого обошлась. Фальстартом это не назовешь: дело зашло слишком далеко, и градостроительных ошибок наделано немало. Тому виной не столько отсутствие методологии стратегирования, сколько квазирыночный Градкодекс РФ, окончательно дискредитированный кризисом. Удобный для массового строительства жилья по ипотеке, он за несколько лет сделал его недоступным, по ходу дела повсеместно ухудшив качество городской среды.
 
Президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер сетовал на недостоверность сведений из разных банков информации, несвежих и не совпадающих по масштабу. Невозможно оперативно управлять градостроительным развитием, если диспропорции отражаются в данных через несколько лет. Но для мониторинга градостроительных решений нужно серьезно изменить законы.
 
В общих чертах
Один из авторов Стратегического плана Петербурга Борис Жихаревич (Леонтьевский центр) опасался, что под занавес участники дискуссий не читая одобрят проект закона «О государственном стратегическом планировании в РФ». Однако в завершение форума представители обоих министерств сообщили, что документ почти готов предстать перед Госдумой, но его текст не опубликован, потому что с Минфином еще не согласован. Пришлось поверить описанию продукта Минэкономразвития в общих чертах.
 
Закон задуман рамочным, без детализации. Поскольку система долгосрочного планирования в нашем отечестве находится в зачаточном состоянии, спускать сверху вниз неработающие умозрительные схемы не будут. Законопроект содержит перечень документов стратегического планирования, долго- и среднесрочного, отраслевые стратегии, основные направления деятельности правительства и федеральные целевые программы. Определены типы документов, эскизно обозначены их содержание, связь и последовательность. Первичными признаны прогнозы как основа других стратегических разработок.
 
Михаил Дмитриев полагает, что в законопроекте не прописан механизм оперативной корректировки документов стратегического развития.
 
Странно, что система стратегий начинается с нуля в бывшем царстве плановой экономики, где была развитая школа экономического и территориального планирования. Модернизировать ее под рыночные условия было куда проще, чем создавать заново. Но так уж заведено: до основанья, а затем.



Вернуться к списку публикаций