Концептуальный сдвиг

14.9.2009 | Елена Петрова | Восточный формат
 
Очередная Концепция социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года разработана в Приангарье. В целом она получила одобрение экспертного сообщества, хотя некоторые позиции и оказались спорными. В частности, большое сомнение вызвал пункт о развитии газохимии в регионе, в то время как «Газпром» не рекомендует разрабатывать до 2017 года Ковыктинское месторождение, с которым связываются основные перспективы этой отрасли. А вот вновь зазвучавшая в этом документе идея агломерации после наложенного на нее Есиповским «вето» у экспертного сообщества вызвала однозначное одобрение. Но окончательно качество концепции можно будет оценить лишь тогда, когда на ее базе будет сформирована Стратегия развития региона.

В правительстве Иркутской области разработана очередная версия Концепции социально-экономического развития региона до 2020 года. На заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области основные положения этого документа озвучил заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Александр Анчугин. 

Напомним, что работа над концепцией, а также и над Стратегией социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года ведется в Приангарье не первый год – уже команда третьего губернатора подряд пытается заложить в нее свое видение перспектив региона. И каждая команда эти перспективы видит по-своему. Напомним, что первый вариант Концепции в рамках политики администрации губернатора Александра Тишанина был на ее основании. Концепция была презентована и рассмотрена как на региональном, так и на федеральном уровнях, отдельные ее моменты нашли отражение в процессе формирования документов перспективного развития Российской Федерации в целом. 

Однако пришедший на смену Александру Тишанину Игорь Есиповский забраковал идею Иркутской агломерации, являвшейся одним из ключевых аспектов первого варианта концепции, заявив, что «не видит пока никакого смысла в этом проекте». В результате глава региона предложил делать ставку только на Северо-Сибирский индустриальный пояс, а Концепция стала вновь готовиться «с нуля» - уже в соответствии с пожеланиями нового руководства. Однако вскоре в регионе вновь сменился губернатор и на завершающем этапе работы над документом были учтены и намерения нового губернатора Дмития Мезенцева, а также сценарий развития региона скорректировался с учетом кризисных явлений. В значительной степени в конечном варианте были уравновешены все ранее предлагавшиеся направления развития региона.

По словам господина Анчугина, теперь Концепция предполагает создание в Иркутской области четырех зон опережающего развития в рамках инновационного сценария. Первая зона включает в себя прилегающие к Транссибирской магистрали территории с центром в городе Иркутске. Предполагается, что она будет специализироваться на разработке и внедрении инноваций, размещении высокотехнологичных производств и развитии человеческого капитала. То есть, речь идет именно о тех задачах, которые когда-то предполагалось возложить на агломерацию. Второй зоной развития должен стать Северо-Сибирский индустриальный пояс, то есть район БАМа и северные территории. Здесь предполагается сделать акцент на добыче и глубокой переработке природных ресурсов – благо, они здесь имеются в больших количествах. Третья зона включает в себя территории, прилегающие к озеру Байкал, здесь речь идет о создании инновационного и научно-образовательного центра, направленного на создание экологически чистых производств, а также о создании и развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Наконец, четвертая зона опережающего развития должна, по замыслу разработчиков концепции, включать в себя сельхозориентированные районы области и в том числе решать вопросы продовольственной безопасности региона.

По мнению исполнительного директора Фонда регионального развития Иркутской области Николая Потороченко, нынешний вариант Концепции является вполне взвешенным и приемлемым для того, чтобы на его базе вести дальнейшие разработки сценария сбалансированного развития Иркутской области. Он отметил, что этот документ полностью коррелирует с федеральными, в которые, в частности, еще при разработке первой версии Концепции были заложены проект агломерации, строительство Северо-Сибирской железной дороги, разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Впрочем, отмечает эксперт, окончательный вариант Стратегии должен быть сопоставлен с планами развития крупных компаний и корпораций, действующих на территории Иркутской области. В частности, преждевременно говорить об активном развитии в регионе до 2020 года газохимии с учетом того, что Газпром не предполагает начинать разработку Ковыкты до 2017 года. 
Преждевременность ставки на газохимию в подготовленном сейчас документе отметил и депутат Законодательного Собрания, генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» Алексей Соболь, по мнению которого об этом направлении можно говорит только в планах после 2020 года, а никак не до этого времени. Точно так же, по словам господина Потороченко, Стратегия должна сочетать интересы регионального развития с бизнес-интересами крупных корпораций, таких как ОАО «РЖД», ОАО «Иркутскэнерго», проекты которых во многом позволят создать соответствующее инфраструктурное обеспечение зоны развития Северо-Сибирского индустриального пояса.
В то же время, по мнению заведующей отделом региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН Натальи Сысоевой, полностью опираться на планы самих корпораций при разработке стратегии не стоит. Она полагает, что вопрос развития газохимиии, затронутый в концепции, вполне уместен, даже если это расходится с планами «Газпрома». «Стратегия «Газпрома» постоянно меняется, в нашей стратегии следует обозначить не то, что хочет эта госкорпорация, а то, что хочет область, – считает эксперт. – Когда этот документ будет одобрен, то уже можно будет более предметно с «Газпромом»разговаривать, задавать вопросы – в том числе о том, зачем тогда они вообще брали Ковыкту, если постоянно откладывают разработку».

Кроме того, Николай Потороченко отметил как большой плюс нынешней версии концепции то, что в ней уделено большое внимание развитию инновационного сектора, а также вновь поднят вопрос создания агломерации, что позволит Иркутской области начать процесс переориентации экономики с энергосырьевого сценария на высокотехнологический, став не только «кладовой Родины», но и опорным центром научного, технологического и управленческого развития на востоке России. «Тем более, что все предпосылки для этого есть, - отмечает господин Потороченко. – И сейчас еще с Дальнего Востока, из Забайкалья люди едут учиться к нам».
Госпожа Сысоева также отмечает большую значимость акцента на инновации и перспективы создания агломерации. «Это позволит региону развернуться в сторону образования, науки, развития высоких технологий, не увлекаясь чрезмерно выкапыванеим ресурсов из земли, – отмечает она. – Мы сможем заняться развитием собственных рынков, а не зависеть от внешних».

Что касается дальнейшей работы по созданию Стратегии, то она, по мнению Николая Потороченко, может занять около десяти месяцев. За это время необходимо собрать и актуализировать дополнительные данные, возможно, базируясь на общих положениях первоначального варианта Стратегии, подготовленного в 2007-2008 годах. Около полугода потребуется для согласования на разных уровнях власти – от муниципальной до федеральной, а также с учетом мнения экспертного сообщества. И только тогда, когда этот документ будет готов, можно будет в полной мере, по мнению госпожи Сысоевой, оценить и качество принимаемой сейчас концепции.




Вернуться к списку публикаций