Казахстанский эксперимент: агломерации наиболее перспективны для развития МСБ

24.7.2009 | | Полит.ру
 
Вышла в свет книга «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». В ней описан новый подход к совершенствованию институциональной среды для малого и среднего бизнеса в трансформационных экономиках. Этот подход, получивший название «позитивная реинтеграция», был разработан в рамках исследовательского проекта, который Институт национального проекта «Общественный договор» при участии экспертов Бюро экономического анализа и экономистов группы «СИГМА» реализует в партнерстве с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан. 

Новый подход учитывает опыт и уроки российской модернизации, в частности, «дебюрократизации» (то есть устранения избыточных административных барьеров предпринимательства), и предлагает более тонкую и комплексную систему взаимодействий между государством, бизнесом и обществом. Принципы позитивной реинтеграции развернуты в целый комплекс практических мер. В текущем году в Казахстане будет проведена пилотная апробация некоторых из них.

«Полит.ру» публикует наиболее интересные тезисы и фрагменты вышедшей книги.
И Россия, и Казахстан – большие страны. Они отличаются совершенно особой вязкостью пространства. Если помимо концепта и институциональных идей не простроить правильный их пространственный дизайн, то все эти идеи, как и множество предыдущих, увязнут. 

Кроме того, в наших странах невозможны равномерные нововведения. На разных территориях есть разные наборы конкурентных преимуществ. И есть места, где малому и среднему бизнесу, что российскому, что казахстанскому, чуть более комфортно по объективным причинам, а есть места, где ему трудно. С точки зрения здравого смысла очевидно, что начинать продвигать МСБ надо там, где у него есть шансы на выживание. Именно с этой точки зрения и выбраны пилотные регионы для внедренческой части проекта.

Места, где предлагаемые меры могут прижиться – отнюдь не те, с которыми было связано нефтегазовое благополучие предыдущих лет. Это агломерации – как сформировавшиеся, так и постепенно формирующиеся. Потому в агломерациях объективные конкурентные преимущества для МСБ очевидны. Главное – более широкий круг потребителей. Агломерация – это место, где люди более плотно расселены. Там бизнесу легче найти покупателей, контрагентов, поставщиков, там дешевле логистика, то есть издержки меньше. Поэтому все стартовые проекты для МСБ лучше, удобнее начинать в агломерационных пространствах. И таких перспективных агломераций оказалось две. 

Одна – полноценная, сформировавшаяся Алма-атинская агломерация, которая в перспективе будет расти до Талды-Кургана и до китайской границы. Именно здесь - важнейшее стартовое место реализации всех современных институциональных бизнес-проектов, здесь выше шанс на успех. 

Новая столица, Астана – очень быстрорастущий город, но это пока не агломерация. Она не стягивает пока вокруг себя население обильных плотных пригородов Кроме того, в ней очень обширен сектор государственных управленческих услуг, в котром места малому бизнесу нет. Поэтому Астана – на потом. На нефтегазовом Западе малая доля населения занята в добывающем секторе, остальные либо кормятся с земли (соответственно, там очень высокий процент самозанятых и очень высокая доля бедных), либо городские бюджетники. Для малого и среднего бизнеса снова нет ниши: те, кто живет от нефти, его услугами мало интересуются, а у остальных нет денег. Далее, промышленные северные районы. Там шансов больше, но там есть одна тяжелая проблема: сейчас кризис, и эти промышленные районы испытали его по полной программе, так что именно сейчас там худшая ситуация.

И, как ни парадоксально, оказывается, что второй площадкой становится плотнозаселенная территория Юга с очевидно формирующейся агломерацией вокруг Шымкента. Эта агломерация имеет очень четкую перспективу развития, высокую плотность населения, очевидный потенциал перетока в города, и там уже сейчас весьма развит малый бизнес. Там есть и еще один очень важный фактор – родственно-хозяйственные связи, обеспечивающие потенциал доверия. 

В малом предпринимательстве современного мира доверие институционализировано. Люди верят друг другу априори, так устроены институты в развитых экономиках. А в малом предпринимательстве традиционного мира люди априори доверяют своим соседям и родственникам, очень многочисленным. Современные мегаполисы, что российские, что казахстанские, оказались в «яме», где уровень доверия низок, потому что еще очень плохие институты и уже нет традиционных систем связей. В этом смысле Шымкент и его агломерация – это еще и возможность использовать ресурсы традиционных отношений доверия, что очень важно для малого бизнеса.

Таким образом, самыми перспективными с точки зрения потенциала развития МСБ в Казахстане территориями оказываются Алма-атинская и Шымкентская агломерации.

Материал подготовлен по выступлению Н.В. Зубаревич, д.г.н., профессора Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Директора региональных программ Независимого института социальной политики на презентации проекта в Алмате 22 июня 2009 г.


Вернуться к списку публикаций