Агломерация как экономический локомотив для Приангарья

31.5.2007 | Юрий Юдин | Газета Коммерсант, прил. Иркутск
 

     "Зеленый свет" для агломерации Идея объединить территории городов Иркутска, Ангарска, Шелехова, а также близлежащих районов в единый мегаполис в научных кругах Приангарья зрела с 90-х годов. На ней строил свою избирательную кампанию на выборах мэра города Иркутска в 2005 году депутат законодательного собрания (ЗС) Иркутской области Алексей Козьмин. Он, кстати, по предложению губернатора и возглавил Фонд регионального развития Иркутской области (ФРРИО), созданный 30 ноября 2006 года для реализации идеи агломерации. 10 мая на заседании правительства, посвященном перспективам социально-экономического развития Приангарья, губернатор региона Александр Тишанин сделал обширный и емкий доклад по агломерации и другим социально-экономическим проектам. Он заявил, что "экономика Иркутской области вступила в полосу интенсивного развития". По словам губернатора, в регионе исчерпаны экстенсивные источники развития, и только интенсивный рост может помочь добиться качественных сдвигов в развитии региона. Председатель правительства РФ Михаил Фрадков высоко оценил доклад губернатора Тишанина. "Я обращаюсь к кабинету министров: необходимо оказывать содействие тем усилиям, которые предпринимают руководители в регионе", - заявил он. Однако премьер-министр обратил внимание на низкую инвестиционную привлекательность Иркутской области. "Инвестиции в основной капитал ниже среднего уровня по России, несмотря на потенциальную инвестпривлекательность региона", - заявил Михаил Фрадков.

     Александр Тишанин назвал причины, сдерживающие социально-экономическое развитие региона. Это низкое качество жизни населения, не отвечающее общепринятым международным стандартам и уступающее среднероссийскому уровню, и связанный с этим отток квалифицированных кадров. Далее - недостаточный уровень развития инфраструктуры и, наконец, традиционная ориентация экономики региона на производство и экспорт сырья при существующих налоговых льготах (например, в ставке налога на прибыль, что приводит к выпадению значительного объема доходов регионального бюджета). В настоящее время, по словам губернатора, в области ведется активная работа по реализации новой стратегии развития области как опорного региона РФ в Восточной Сибири, который должен развиваться за счет интенсификации производственных процессов и создания новых инфраструктурных комплексов. На том же заседании правительства позитивно оценил проект создания иркутской агломерации министр экономического развития Герман Греф. "По-моему, это один из наиболее масштабных проектов в стране, - заявил министр. - В последующем он может быть очень привлекательным для развития, для деятельности и жизни людей, своеобразным "магнитом", который позволит решить задачи привлечения людей в этот регион для проживания и работы. Мы скрупулезно обсудили все вопросы, в первую очередь помощи в развитии инфраструктуры, прежде всего, аэропорта". По словам Германа Грефа, на ближайшие три года для региона уже сформированы и подтверждены инвестиционные проекты на сумму свыше 160 млрд рублей в сферах деревопереработки, промышленности строительных материалов, развития металлургического комплекса и других. "И если эта инвестиционная программа будет исполнена, то я убежден в том, что после 2010 года регион выйдет с совершенно другими показателями и по инвестиционной активности, и по уровню жизни людей, и, главное, будет заложен очень серьезный потенциал для дальнейшего развития региона", - резюмировал господин Греф.

     Заградительный барьер Формирование агломерации губернатор Тишанин мотивирует необходимостью, прежде всего, выравнивания уровня жизни населения. Территория агломерации будет связана с новым строительством, там будет размещен новый аэропорт. По словам губернатора, агломерация интересна бизнесу с точки зрения вложения средств, интересна правительству, президенту РФ, региональной администрации - "потому как у нас территории от Новосибирска до Находки с миллионной численностью населения просто нет. И сегодня эту территорию надо, безусловно, формировать". Агломерация станет фактором интенсивного развития региона.

      Президент ФРРИО Алексей Козьмин внес в тему геополитический аспект. "Существует значительная диспропорция в плотности населения между восточными регионами России и северо-восточными провинциями Китая, - заявил "Ъ-Иркутск" господин Козьмин. - Мы постоянно испытываем нарастающее экономическое и демографическое давление со стороны южных соседей. Единственный выход - создание заградительного барьера из крупных городов в зоне Транссиба с населением около миллиона в каждом". Как сообщила "Ъ-Иркутск" депутат Госдумы Людмила Пирожникова, принимавшая участие в заседании правительства 10 мая, для масштабной модернизации хозяйства, для создания современной инфраструктуры нужны такие же масштабные инвестиции. По словам депутата, надо повышать инвестиционную привлекательность региона, этому способствуют уникальные природные и ресурсные особенности области. Здесь есть залежи редких металлов, золота, углеводородного сырья и других полезных ископаемых. Область занимает третье место в России по запасам леса. Жемчужина региона, озеро Байкал, становится главной составляющей особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. "На повышение инвестиционного имиджа уже сыграло укрупнение региона после объединения Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, - сообщила госпожа Пирожникова. - Байкальский экономический форум руководители области использовали для привлечения федеральных структур и бизнеса к участию в ее социально-экономическом развитии. Именно на форуме зашла речь о создании в Прибайкалье крупной городской агломерации. Объединенный Иркутск станет самым крупным городом на территории от Новосибирска до Владивостока".

     Процесс агломерации сможет служить стимулом для привлечения в Восточную Сибирь специалистов. Пока же Иркутск и Иркутскую область в год покидают 3,5-4 тыс. человек, большая часть из которых являются квалифицированными специалистами. Самыми распространенными направлениями оттока кадров, естественно, являются Москва и Санкт-Петербург. По мнению генерального директора кадрового агентства "Анкор" Светланы Семеновой, при планировании образования города-миллионника вопрос обеспечения кадрами должен стоять отдельно. "Нужны рабочие кадры для непосредственного создания "миллионника", ведь пока специалистов больше не становится, - сообщила "Ъ-Иркутск" госпожа Семенова. - В дальнейшем агломерация поможет не только удержать специалистов, проживающих на территории будущего мегаполиса, но и привлечь людей из других регионов, пока же сейчас мало кто желает переезжать в Иркутск даже из таких городов, как Братск, Усолье-Сибирское. И приглашать специалистов получается только при осуществлении каких-то ярких, перспективных проектов, что бывает очень редко". Инфраструктура агломерации Пока агломерация - в основном проект инфраструктурный. По мнению господина Козьмина, во всех трех городах - Иркутске, Ангарске и Шелехове - совершенно не развиты крупные розничные центры. От периферии до центра на транспорте можно будет добираться за час, а не за два часа, как сейчас.

     Процесс экономического и социально-культурного слияния трех городов можно и необходимо ускорять при помощи создания современной транспортной инфраструктуры. Как сообщила "Ъ-Иркутск" пресс-секретарь ФРРИО Светлана Калинина, администрация области, фонд регионального развития и все причастные к агломерации организации и предприятия работают очень интенсивно. "Ситуацию необходимо дожать, ведь одного одобрения проекта правительством недостаточно, надо работать над документацией, лоббированием, увязкой с различными источниками финансирования. Часть объектов агломерации предполагается финансировать из инвест-фонда, часть - через федеральные целевые программы, еще ряд объектов - из регионального бюджета и при помощи частных инвесторов". Может быть, поэтому наиболее проработанной частью концепции является схема транспортной инфраструктуры, выделенная в специальный документ: "ТЭО создания современного транспортного каркаса Иркутской агломерации".

     В основе будущей транспортной схемы иркутской агломерации лежит транспортно-логистический узел на базе нового иркутского аэропорта, который должен быть построен в пади "Ключевая". Аэропорт будет связан с проходящей рядом железной дорогой, трассой М-53 "Байкал". Для его связи с тремя городами будут построены два четырехполосных шоссе: "Ангарск - Аэропорт (новый)", "Аэропорт (новый) - Иркутск - Шелехов". С терминалами аэропорта будет напрямую связана расположенная недалеко предполагаемая ангарская промышленно-производственная зона. Ко всему прочему между Иркутском, Ангарском и аэропортом будут курсировать скоростные электрички. Следующим крупным проектом в рамках транспортного каркаса агломерации должно стать строительство четырехполосной автотрассы "Ангарск - Листвянка" длиной 138 км. По мнению разработчиков концепции, Листвянка хотя территориально и удалена от центра агломерации, экономически с ней связана. Строительство нового аэропорта и развитие туристско-рекреационной зоны в районе поселка еще больше усилит интеграционные процессы между Листвянкой и Иркутском. В этой связи возникает необходимость обеспечить скоростное автомобильное движение между Ангарском, Иркутском и побережьем Байкала в устье Ангары. Новая автотрасса пройдет по уже существующим дорогам - части федеральной трассы М-53 между Ангарском и Иркутском, по территории Иркутска (объездная дорога вокруг микрорайона Ново-Ленино), Нижний ангарский мост - с выходом на Байкальский тракт. Иркутский супермуниципалитет Александр Тишанин сообщил "Ъ-Иркутск", что он видит агломерацию следующим образом: "Это будет не единое муниципальное образование, а территория, включающая в себя несколько муниципальных образований".

     Интеграция трех городов невозможна без эффективного управления, однако пока инициаторы проекта обходят стороной вопрос о возможном руководстве "большого Иркутска". В предполагаемую территорию агломерации войдут четыре муниципальных образования (МО): Ангарский, Шелеховский и Иркутский районы и город Иркутск. В 2006 году губернатор Александр Тишанин заявлял о необходимости развития иркутской агломерации путем проведения референдума об объединении города Иркутска с Ангарском и Шелеховом. Однако позже выяснилось, что это невозможно в рамках действующего федерального законодательства - закон 131-ФЗ не предусматривает возможности слияния городского округа и муниципального района. Поэтому на какое-то время идею отодвинули в сторону, а экспертное сообщество сосредоточилось на вариантах управления агломерацией без юридического объединения трех городов, что изначально предлагал Тишанин, влить Шелехов и Ангарск под единое название Иркутск, так как с точки зрения законодательства это оказался вопрос нерешаемый. Надо отметить, что, если ангарчане и шелеховчане довольно активно обсуждают изменения в своей градостроительной политике в связи с развитием агломерации, то, по словам депутата ЗС Юрия Фалейчика, Иркутск пока предпочитает отмалчиваться. В этой связи возникает вопрос, что территория агломерации должна управляться из единого центра, однако пока неясно, где этот центр управления будет располагаться. Известный в регионе юрист Вячеслав Плахотнюк, специализирующийся в том числе и на муниципальном праве, предложил два варианта управления иркутской агломерацией. Оба не требуют изменения статуса всех четырех МО. Первый - это создание отдельной ассоциации муниципалитетов в рамках агломерации. Создать ее в рамках законодательства несложно. Но в ассоциацию передать властные полномочия нельзя. Ведь фактически это будет добровольное объединение мэров, и его управляемость будет зависеть опять же от взаимоотношений между ними и их авторитета. Второй вариант предполагает создание на территории Иркутской области 5-7 административных округов, объединяющих несколько муниципалитетов. Руководить округами будут чиновники региональной администрации. Один из округов и должен быть создан на территории входящих в агломерацию муниципалитетов. Однако и второй вариант, по сути, не дает обладминистрации необходимых властных полномочий на всей территории агломерации. Вопросы местного самоуправления и контроль над коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурами остаются за муниципальными властями.


Вернуться к списку публикаций