Большой Красноярск

8.12.2008 | Дмитрий Лапин | Эксперт-Сибирь
 

Семь муниципальных образований - города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск - и четыре расположенных вокруг краевого центра района - Емельяновский, Березовский, Манский и Сухобузимский - подписали совместно с губернатором края меморандум об участии в проекте развития Красноярской агломерации до 2020 года

Из 14 проектов создания городских агломераций сейчас в России на практике началась реализация только одного — Краснояр­ского. Остальные либо заморожены, либо агломерациями фактически не являются. Как, зачем и для кого создается Красноярская агломерация, какие шаги уже сделаны в этом направлении рассказывает генеральный директор ГП «Корпорация «Красноярск-2020» Борис Золотарев.

— Борис Николаевич, со времени подписания межмуниципального Соглаше­ния о комплексном развитии проекта Красноярской агломерации прошло полгода. На каком этапе проект находится сегодня?

— Действительно, 17 апреля 2008 года подписание соглашения фактически дало старт созданию Красноярской агломерации. На региональном уровне проект курирует министерство внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края. Учитывая сложность задачи, реализация проекта поделена на два периода — подготовительный и исполнительный. Первый рассчитан на 2008–2009 годы, второй пока четких временных рамок не имеет. Ведь 2020 год — это не рубеж, а этап. Мы отдаем себе отчет — все, что хотим создать, за 10–12 лет появиться не успеет. Планы будут воплощаться и после 2020 года.

В течение подготовительного этапа краевая власть как заказчик проекта должна получить ответ на вопросы: что  должна представлять собой Красноярская агломерация, где она будет размещаться, какие основные объекты в нее войдут, сколько будет стоить реализация всего проекта «Красноярск-2020» и где взять на это средства. Для этого министерством внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края были разработаны техзадания и объявлены конкурсы, один из которых — на право разработки стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации — выиграла Корпорация «Красноярск-2020». Стратегия позволит определить общие и отраслевые ориентиры развития агломерации, согласовать деятельность власти, интересы общества, планы бизнеса и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геоэкономический потенциал территории. Это достаточно объемная исследовательская и аналитическая работа, мы выполняем ее совместно с московской компанией Strategy Partners. Презентация разработанной стратегии состоится на VI Красноярском экономическом форуме в феврале следующего года.

Параллельно правительство края объявило конкурс на разработку схемы территориального планирования Красноярской агломерации, его выиграл Российский институт градостроительства и инвестиционного развития («Гипрогор»). Этот документ даст ответ на вопрос, какие объекты будут расположены на территории агломерации, укажет место их размещения и, главное, определит их взаимосвязи. Например, невозможно построить жилой массив, не протянув к нему коммуникации, причем желательно, чтобы строительство велось по самым оптимальным схемам. Согласно условиям контракта, работа над документом про­длится около года. Именно схема территориального планирования ляжет в основу дальнейшего развития объединения.

Еще одно направление работ подготовительного периода — определение того, сколько денег необходимо на развитие агломерации и откуда их брать, какие у нас есть возможности привлечь средства инвесторов, государственного и местного бюджетов. В настоящее время правительство края еще формирует техническое задание к разработке Комплексной инвестиционной программы Красноярской агломерации, госзаказ будет размещен в ближайшее время. Итоги конкурса покажут, кто станет отвечать за разработку этого документа.

Кроме того, в настоящее время в Корпорации «Красноярск-2020» создана рабочая группа для обсуждения важнейших социально значимых проектов, которые могут вписаться в стратегию развития будущей агломерации и реализовываться на ее территории. В состав рабочей группы входят представители архитектурных подразделений и проектных организаций муниципальных образований, входящих в состав Красноярской агломерации. Эффект от деятельности рабочей группы уже заметен: так называемые перекрестные объекты — те, что находятся на границе муниципальных образований, перестают быть проблемными. Раньше решения по ним могли приниматься годами, сейчас все проходит в совершенно нормальном темпе. Причем портфель этих проектов формируется сейчас — мы не откладываем это на следующий этап.

— О каких проектах идет речь, и по какому принципу будет определяться их приоритетность? Может быть, есть планы строительства новых дорог и мостов и как-то удастся решить проблему пробок в Краснояр­ске?

— Надо мыслить глобальнее. Для чего задуман весь проект Красноярской агломерации? Для того чтобы сделать среду нашего обитания комфортной, а жизнь людей — лучше. И пробки — лишь одна из проблем, даже не самая важная в общем контексте. Нам надо решить целый комплекс вопросов, связанных с жильем, транспортом, трудоустройством.

Рассматривая проекты будущей агломерации, мы определяем их приоритетность не только с точки зрения возможной прибыли, выгоды и объемов инвестиций, но в первую очередь с позиций социальной значимости. Уже есть потенциальные инвесторы, которые говорят: «Мы хотим вложить деньги и построить то-то и еще вот это!» Мы интересуемся последствиями этих строек, то есть изначально рассматриваем вопросы инвестирования комплексно. Примером служит проект строительства жилого комплекса нового типа на Кузнецовском плато в Березовском районе — «Надежда». Там планируется возвести около миллиона квадратных метров площадей, из них порядка 75 процентов займет жилье, остальное будет отведено под социальную инфраструктуру — школы, детские сады, развлекательные центры. Это будет район для качественной, комфортной жизни. Открою небольшой секрет — в этом комплексе инвесторы предусматривают создать Музей сотворения мира в качестве одного из благотворительных проектов.

Что касается транспортных развязок, можно строить не просто традиционные мосты и дороги, но сделать канатную дорогу с одного берега Енисея на другой, от территории Сибирского федерального университета (СФУ) до фан-парка «Бобровый лог». Этим частично решается проблема городских пробок — люди смогут оставлять машины на левом берегу Енисея и за несколько минут переезжать в комфортабельных кабинах фуникулера до спорткомплекса на правобережье. Не час добираться на машине или автобусе по запруженным улицам, а, подчеркиваю, за три минуты над рекой! Это не утопия, а вполне рабочий проект, у нас есть заключение специализированного проектного института.

Представляете, какой это плюс для СФУ? У нас снег лежит дольше, чем в Куршевеле — в Альпах он в декабре ложится, а в марте уже тает. Только почему-то там лыжные, особенно горнолыжные, дисциплины весьма популярны — кататься учатся едва ли не с дет­садовского возраста. У нас же снег лежит почти полгода, однако много ли студентов имеют возможность заниматься горными лыжами, сноубордом? С помощью подвесной дороги они будут в состоянии это осуществить, можно даже сделать студенческую спортивную базу в городке СФУ, на левобережье.

Но посмотрим на проект агломерации еще шире. Что он дал сегодня? Всколыхнул людей, позволил заглянуть в будущее, на 10–15 лет вперед. До сих пор во многом территориальная зажатость не позволяла обсуждать масштабные проекты, расширять горизонты планирования, не давала думать на перспективу. А сегодня мы вместе с главами территориальных образований, входящих в агломерацию, принимаем согласованные решения. Часть «Бобрового лога» расположена в черте Красноярска, часть — в Березовском районе, и вопросы развития проектов на его территории сейчас решаются быстро и качественно.

Другой пример такого взаимодействия — создание в Красноярской агломерации логистических центров. Так, в одном из районов предполагается строительство такого центра площадью 300 тысяч квадратных метров, где будут работать пять тысяч человек. Или проект создания в аэропорту Красноярск в Емельяновском районе особой портовой экономической зоны вместе с жилищно-рекреационной территорией. Мы готовимся развивать такие проекты комплексно, планируя организовать условия не только для работы, но и для комфортной жизни. И никакой фантастики, все вполне реально.

— Существуют ли ограничения для масштаба предлагаемых проектов?

— Напротив, если мы хотим жить лучше, то должны реализовывать максимально амбициозные проекты. Почему сегодня мы снизу вверх должны наблюдать, как растут мегаполисы в Азии? Посмотрите на Шанхай — там претворяются в жизнь такие проекты, какие нам и представить трудно. Тысячи небоскребов, транспортные развязки в несколько уровней, прекрасные аэропорты. Почему они, наши соседи в Китае, Корее, Японии могут, а мы нет? Здесь дело даже не в количестве денег, а в желании обеспечить своим гражданам комфортную жизнь, к чему они изо всех сил стремятся.

Самый амбициозный человек в команде, занимающейся Красноярской агломерацией, — губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Именно он спрашивает, почему Красноярск не может стать центром притяжения, местом для контактов Востока и Запада? Почему те же японцы для общения с российскими коллегами должны ехать в Москву? Красноярск — географический центр России — должен стать местом встреч представителей стран Азии и Европы, сосредоточить здесь деловые контакты и связи между континентами. Для этого, конечно, потребуется строительство значительного количества выставочных площадей, нового выставочного центра и Конгресс-холла, способного вместить большое число участников различных мероприятий. Сегодня, стыдно признаться, мы собираем в Красноярске экономический форум в здании с залом, где еле-еле могут разместиться 1,2–1,3 тысячи человек. А надо 10–12 тысяч. Шанхай может позволить себе провести форум любого масштаба, потому что там уже есть вся необходимая инфраструктура.

Конечно, там 13 миллионов человек населения, у нас масштаб поменьше.

Но это не повод сдерживать амбиции. В самом начале зарождения проекта Красноярской агломерации мы задались вопросом — почему Красноярск не может претендовать на проведение всемирной выставки ЭКСПО-2020? Выставка 2010 года пройдет в Шанхае, ЭКСПО-2015 — в Милане, а следующую можно провести у нас. Конечно, нужно быть реалистами и понимать, что привезти в Сибирь 60 миллионов участников и посетителей невозможно. В Санкт-Петербурге или Москве сделать это проще, но почему бы Красноярску не стать дополнительной площадкой ЭКСПО или первой молодежной площадкой выставки? С одной стороны, правила подобного пока не предусматривают, но, с другой стороны, почему бы не попробовать? Красноярску есть чем удивить гостей со всего мира, многие из которых уже порядком устали от Западной Европы или Калифорнии.

— Предполагается, что Комплексная инвестиционная программа агломерации должна опираться на принципы государственно-частного партнерства (ГЧП). Чем можно привлечь частных инвесторов, какие конкурентные преимущества у проекта Большого Красноярска по сравнению с проектами других регионов?

— Государство должно взять на себя создание инфраструктуры — дорог, коммуникаций, инженерных сетей. Если это будет реализовано, то нам удастся, прежде всего, сделать более доступным жилье. Что происходит с жилищным строительством сейчас? Инвестор покупает землю на аукционе, возводит дома, продает квартиры, но стоимость участка перекладывается на цену квадратного метра, на конечного покупателя. Чем лучше участок, тем дороже квадратный метр. У нас принцип будет несколько иной: инвестор приходит со своей землей  и говорит — есть проект, примите участие в создании инфраструктуры. Потом достигается договоренность о стоимости квадратного метра и фиксированной рентабельности проекта.

С данным подходом сразу понятно: доступны ли квартиры для покупателей, поддерживаем мы проект или нет, поскольку бессмысленно инвестировать средства в то, что людям будет недоступно. Построим микрорайон в 800 тысяч «квадратов», а дома там будут стоять пустые. Зачем? Таким образом, сегодня государство в лице правительства края активно участвует в инвестиционных проектах и досконально изучает на стартовом этапе, как государственные вложения скажутся на снижении стоимости жилья. Инвесторы открывают позиции и идут на сотрудничество, они заинтересованы в том, чтобы жилье продавалось, особенно сейчас, когда застройщики избавляются от эйфории больших прибылей. Вот вам пример ГЧП, в результате которого государство будет присутствовать на жилищном рынке от старта инвестиционных проектов до момента выставления на продажу готового жилья. Цель такого взаимодействия заключается в контроле над прозрачностью цен на квартиры, выставляемые инвестором.

— Почему речь идет в основном об инвестициях в жилищную сферу?

— Проблема обеспечения наших граждан достойным жильем остается важнейшей. Если мы ее решим — считайте, большая часть дела сделана, проект «Красноярск-2020» можно признать успешным. Поэтому в рамках агломерации мы стараемся создать комфортное пространство для жилищного строительства, стимулировать активность бизнеса в этой сфере. Во многих других областях инвесторы справляются и без нас. Например, в проекте строительства логистического центра наше участие не нужно — инвесторы пришли на рынок, купили землю, а к нам обратились только за увязкой проекта с общей инфраструктурой агломерации.

— Проекты создания агломерации заявляли и в соседних регионах — в Иркутске, Томске. Выдержит ли Красноярск конкуренцию?

— Конечно, нам придется бороться за самый дефицитный ресурс в Сибири — за людей. С одной стороны, у нас есть то, чего нет в других регионах, — Сибирский федеральный университет, жемчужина Красноярской агломерации. Он должен стать базой для подготовки специалистов в СФО и центром притяжения молодежи. Существующие планы развития СФУ значимы не только для Сибири, но и для всей России. Несмотря на все объективные и субъективные трудности, эти планы реализуются, финансирование развития СФУ не прекращается.

С другой стороны, демографы пред­остерегают нас от радужных перспектив — опыт показывает, что внутри страны население мигрирует не очень охотно. Мы не американцы — сибиряки и россияне в целом привыкли к оседлости. Однако простое увеличение численности населения Большого Красноярска — это не самоцель создания агломерации. Главное — сформировать новое качество жизни людей на всей ее территории. А когда будут созданы благоприятные условия для работы и проживания, привлекательные не только по российским, но и по общемировым меркам, люди потянутся к нам сами.


Вернуться к списку публикаций