У нас самодостаточный город

25.7.2008 | Александр Потапов | КоммерсантЪ-Guide
 

В конце 2007 года пост мэра ангарска занял вопреки желаниям руководства регионального отделения партии "Единая Россия" бывший заместитель гендиректора АНХК Леонид Михайлов. Прошедшие полгода новый глава городского поселения не стал посвящать внутрипартийным дрязгам, а сосредоточился исключительно на управлении муниципалитетом. О первых итогах работы Леонид Михайлов рассказал корреспонденту G-"Ангарск".

Guide: Как Вы оцениваете состояние хозяйства, доставшегося от прежнего главы? Что необходимо в нем изменить, а что находится в отличном состоянии?

Леонид Михайлов: Я старожил Ангарска, поэтому все городские проблемы знаю хорошо и могу оценить их с разных сторон. Убежден, что нет смысла оценивать итоги работы прежнего руководства или "наследство", доставшееся нынешней власти. Ведь город был основан и отстроен не предыдущим мэром, а в первую очередь градообразующими предприятиями. Это было сделано очень тщательно, грамотно и на совесть. Ангарск красив и привлекателен, людям в нем нравится жить. Думаю, главная заслуга прежнего руководства в том, что они за время пребывания у власти ничего не разрушили. Можно сказать, что город нынешней администрации достался в относительно нормальном состоянии.

Конечно, к нам перешли и нерешенные проблемы, типичные для многих российских городов - внутрисетевое хозяйство домов, состояние жилья. Этим нужно заниматься очень серьезно, что мы и делаем. Можно, конечно, тратить деньги на покраску заборов и косметический ремонт зданий и таким образом поддерживать внешний порядок, но мы решили подойти к делу ответственней.

 

G: Каким именно образом?

Л.М.: С первого дня работы новая администрация Ангарска предприняла ряд конкретных шагов по улучшению жизни 250-тысячного населения города. Без лишних проволочек был утвержден бюджет Ангарска на 2008 год, пересмотрено и принято к работе свыше двух десятков городских программ, установлена прочная связь с депутатами думы. Принимает город конкретное участие и в выполнении 15-ти районных программ.

Городское хозяйство - сложный механизм. И обеспечивает работу этого механизма слаженная и четкая работа всего управленческого аппарата и руководящего звена. К счастью, мы практикуем взвешенную и плодотворную работу с городской думой, что приносит свои позитивные результаты.

К числу заслуг нынешней администрации относится и деятельность по принятию специализированных программ по очистке питьевой воды, поступающей в дома жителей Ангарска. Очистные сооружения города уже не справляются с нагрузкой, поэтому требовались дополнительные мероприятия. В этом году началось финансирование программы "Чистая вода", в рамках которой на городской станции очистки будут смонтированы установки ультрафиолетового обеззараживания. Раньше деньги в это не вкладывались, и я считаю, что это неправильно, ведь развитие города, строительство новых жилых и коммерческих зданий напрямую связано с качественным водоснабжением.

 

G: Вы трудились ранее на крупном предприятии. В чем специфика работы сити-менеджера, в отличие от менеджера на предприятии, на Ваш взгляд?

Л.М.: На предприятии, так же как и в городском хозяйстве, должна быть четкая организация работ. Но в компании все выстроено для того, чтобы получать продукцию, обеспечить ее отличное качество, высокий уровень, бесперебойность и регламентированность ее выпуска. Городские же власти не производят продукт, они предоставляют жителям комплекс услуг, позволяющий жителям комфортно жить. Город - живой организм, и глава отвечает за все системы его жизнеобеспечения, предотвращает различные сбои. Жители не должны чувствовать, что им чего-то не хватает, если они это понимают, значит, администрация работает плохо. Критерии оценки работы менеджмента предприятия диктует рынок. Они прозрачны и понятны. А оценка деятельности администрации муниципалитета более размыта, ведь на решение тех или иных проблем у каждого из горожан есть свои взгляды. Невозможно отремонтировать дорогу так, чтобы это понравилось абсолютно всем. Поэтому глава города ориентируется на взвешенные решения задач, в отличие от менеджера на предприятии, который может действовать по четким, безошибочным алгоритмам.

 

G: Проект агломерации, в который должен был войти и Ангарск, по решению новых властей региона, на сегодняшний день перестал быть приоритетным. На Ваш взгляд, жизнеспособен ли этот проект, не нужно ли сейчас процесс агломерации подталкивать снизу?

Л.М.: На мой взгляд, этот проект вполне жизнеспособен, он интересен, но не может быть воплощен в течение ближайших лет. Наверное, этот процесс должен идти естественным образом. Властям разного уровня нужно решить несколько задач. И самая главная из них - это транспортная. Впрочем, как раз она сейчас и решается, уже есть удобные объездные пути у Ангарска и Шелехова, сейчас строится дорога, связывающая эти города в объезд Иркутска. В будущем наверняка построят и другие, дополнительные магистрали. Многие ангарчане сегодня работают в Иркутске, а иркутяне - в Ангарске. И дорога между городами занимает примерно то же время, которое жители спальных микрорайонов Иркутска тратят на путь до центра города. У нас есть серьезные промышленные производства, а в Иркутске учебная и научная база. Города тесно связаны между собой. Дальше связь, наверное, будет еще тесней. В рамках естественного развития между городами будут возводиться производства, жилые дома. Это потребует какого-то времени, но в итоге агломерация произойдет сама собой. И снизу ее подталкивать необязательно.

 

G: Как выстраиваются отношения с градообразующими предприятиями?

Л.М.: Начнем с того, что город является промышленным центром. Он образован для эффективной и полноценной работы Ангарской нефтехимической компании и Ангарского электролизно-химического комбината. Третье крупное предприятие - АУС-16, образовалось вначале для обеспечения нужд работников АНХК И АЭХК в жилье, а сейчас работает самостоятельно. Сегодня составляющая этих предприятий по вкладу в развитие города является основополагающей. Конечно, большая часть налоговых отчислений уходит в областной и федеральный бюджеты, такова налоговая политика государства. Это серьезный вопрос, который нужно решать не на уровне муниципалитета. С этими предприятиями мы очень продуктивно сотрудничаем в социальной сфере. Они выделяют средства на содержание школ, детских садов, оказывают нам помощь в ремонте дорог, жилья. Однако мы стараемся расширять контакты. Не так давно, к примеру, подписали договор с компанией "САН Инбев", которая строит на территории Ангарска пивоваренный завод. Не забываем и о малых предприятиях. У нас в сентябре будет проводиться ярмарка "Покупай ангарское". Ее задача - позиционировать ангарские продукты, сделать их приоритетными для населения, поддержать местных производителей. В рамках такой поддержки будет открыта сеть специальных магазинов с ангарскими продуктами по привлекательным ценам. Мы сейчас на несколько лет передаем городские парки в аренду частным структурам. Это даст возможность им заработать, а жителям - получить чистые городские парки, в которых есть развлечения.

 

G: Какие приоритеты в развитии Ангарска можете выделить?

Л.М.: Думаю, для того чтобы иметь перспективы развития, необходимо сначала разобраться с болевыми точками, мешающими этому процессу. В первую очередь это вопросы правопорядка. Мы не сидим сложа руки. Каждое утро я просматриваю сводку происшествий за сутки, нахожусь в курсе криминогенной обстановки в городе. У нас налажен контакт с УВД, мы добились того, чтобы в жилищных компаниях работали помощники участковых. Мы вышли на УВД с просьбой патрулировать парки, и они откликнулись на эту просьбу. Надеемся и дальше на плодотворное сотрудничество для блага жителей нашего города. Еще одна проблема, частично связанная с первой, - это контроль над продажей спиртного в городе. К сожалению, пивных киосков в Ангарске становится все больше и больше. В планах администрации города сократить их количество до минимума. Алкогольная продукция должна реализовываться только в магазинах. Старая администрация не сумела решить этот злободневный вопрос, мы намерены выполнить свои обещания.

Транспортный вопрос - один из самых острых не только для нас, но и для многих других городов. Уже долгие годы в Ангарске существует проблема пассажирских перевозок, и как следствие - высокая аварийность на дорогах. В ближайшем будущем транспортная ситуация в городе должна в корне измениться, для этого мы прорабатываем вопрос об открытии в городе Единой диспетчерской службы. На остановках появятся расписания, движение станет регулярным и усиленным в часы пик. Создание диспетчерской службы позволит организовать общий поток муниципальных и частных перевозчиков по общему расписанию. Через центр диспетчеризации будет осуществляться выпуск транспорта через определенный интервал. Это поможет равномерно распределить пассажиропоток и повысить безопасность на дорогах.

 

G: Слабыми местами любого крупного города являются также и возведение жилья, объектов коммерческой недвижимости, строительство и ремонт дорог, социальные вопросы. Как с этим обстоят дела в Ангарске?

Л.М.: Нами тщательно прорабатываются вопросы строительства социального жилья в городе. Сейчас рассматриваем имеющийся земельный участок под строительство жилья в 103 квартале. Будет построен 40-квартирный дом, квартиры в котором будут продаваться по 30 тыс. руб. за кв. м.

Сейчас в городе реализуются более 20 программ, охватывающих все отрасли жизнеобеспечения. Действует пять жилищных программ. Выделяются деньги на библиотеки, молодежные программы, на благоустройство и ремонт жилищного фонда, развитие дворового спорта. В этом году немалые средства из городского бюджета - порядка 50 млн рублей, выделены на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них. Предстоит благоустроить въезд в город по улице Горького, Чайковского и со стороны Московского тракта. В 2008 году планируется также продолжить работы по улицам Декабристов и Троицкой. На капитальный ремонтжилищного фонда выделено 30 млн рублей, 24 из них пойдут на ремонт кровель. Отдельной статьей выделено 10 миллионов рублей на капитальный ремонт тепловых узлов жилого фонда Ангарска. В декабре этого года будет запущен пусковой комплекс стадиона "Ермак". Для этого из бюджета города на этот год выделено 143 млн рублей, федерального - 100 млн рублей. Уже в конце года стадион может принять 3,5 тысячи зрителей. В дальнейшем это будет спортивный комплекс, готовый принять 7,5 тысяч зрителей, такого стадиона нет во всей Иркутской области.

 

G: Планы городской власти по расширению налогооблагаемой базы, поиску дополнительных источников наполнения бюджета?

Л.М.: Бюджет города на 2008 год был разработан прошлой администрацией. Нам пришлось подстраиваться под него. Несмотря на то, что некоторые ведущие программы были, прямо говоря, обделены средствами, искусственно занижены, мы находим возможность их реализовывать. Город не стоит на месте. Идут ремонты жилого фонда, дорог. Выполняется благоустройство. Идет подготовка к отопительному сезону, опережающая графики. Ангарчане не останутся без тепла и горячей воды, об этом мы можем смело говорить уже сейчас. Разрабатываем бюджет на 2009 год, он находится под моим началом, именно за исполнение средств, заложенных на следующий год, вы можете спрашивать с меня по полной программе.

Дополнительные доходы в бюджет планируются в связи с налоговыми поступлениями от Ангарского трубного завода. Его открытие и выпуск первой продукции запланирован на сентябрь 2008 года. Внедренная немецкая технология позволит создать уникальную по своим качествам продукцию, востребованную в регионе. Кстати, при реконструкции городских подземных коммуникаций в следующем году мы планируем использовать продукцию нового трубного завода.

 

G: Каким Вы видите долгосрочный сценарий развития города, очертите перспективы Ангарска?

Л.М.: Если Иркутск является административным, научным, культурным и торговым центром и дальше будет развиваться в этом направлении, то наш город как был промышленной площадкой рядом с областным центром, так ею и останется. Несмотря на близость к Иркутску и статус города-спутника, мы являемся самодостаточным городом, никогда не были дотационной территорией. Да, близость Иркутска каким-то образом способствует развитию, и это удобно и властям и жителям обоих городов. Но Ангарск за счет своих мощных производственных площадок всегда будет независим. Предприятия, созданные здесь в свое время, строились с расчетом успешной работы на многие десятилетия. Сейчас они важны не только в масштабах области, но и всей страны. И сохранят этот статус в дальнейшем. Промышленность будет развиваться, следовательно, и Ангарск с его жителями не останется забытым. Нам уготовано достойное и стабильное будущее.


Вернуться к списку публикаций