Приангарье может стать донором, используя внутренние резервы

2.7.2008 | Мария Огнева | Газета
 

Не просить у федерального центра, а научиться извлекать максимум из собственного потенциала - так можно сформулировать главную мысль программы социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу - до 2013 года. Презентация документа состоялась неделю назад - на сессии Законодательного собрания. Докладчиками выступили временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский и его заместители. Больше часа потребовалось областным чиновникам, чтобы рассказать депутатам областного парламента о тех стратегических направлениях, которых они намерены придерживаться в своей работе, направленной на превращение Приангарья в регион-донор. В тезисной форме докладчики обозначили самые актуальные для области проблемы в каждой из сфер жизни граждан и предложили парламентариям пути их решения, особо подчеркнув, что добиться положительного результата можно только при консолидации усилий всех ветвей власти.

 

Достоинства и недостатки

Первый заместитель главы региона Сергей Сокол, взяв слово, сразу же заявил, что ничего принципиально нового администрация области депутатам не предлагает. "Мы взяли наработанное вами за пять лет", - подчеркнул чиновник. В своем анализе экономической политики администрации он оттолкнулся от конкурентных преимуществ и сдерживающих развитие недостатков области. Формула проста: первые - реализовывать, вторые - нивелировать.

 

Среди достоинств Сергей Сокол выделил уникальные природные ресурсы, наличие крупных индустриальных комплексов, высококвалифицированную рабочую силу, которая поддерживается одним из самых мощных научно-образовательных комплексов страны.

 

В то же время для региона характерны значительная удаленность рынков сбыта продукции от центральной части России, внутренняя инфраструктурная необеспеченность, высокие административные барьеры, изношенность основных фондов, устаревшие технологии.

 

При таком раскладе основой для экономического роста должна стать промышленность, нацеленная на глубокую переработку природных ресурсов и производство высокотехнологичной продукции. Промышленный вариант требует согласованной политики в сфере экологии: перехода на международные стандарты природоохранной деятельности, пересмотра нормативов негативного воздействия на окружающую среду, создания системы экологического менеджмента, мониторинга и страхования.

 

На конкретных проектах, способных усилить конкурентные преимущества Приангарья, остановился заместитель губернатора Владимир Пашков. Так, для успешной реализации проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа важно сделать акцент на сервисе и строительстве инфраструктуры. Исполнительная власть берет под пристальный контроль комплекс проектов по развитию территорий Среднего Приангарья и зоны Байкало-Амурской магистрали, модернизацию и строительство новых предприятий со 100-процентным уровнем переработки древесины, горно-обогатительных комбинатов на базе месторождений полезны)! ископаемых, разработку нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений (Верхнечонского, Ярактинского, Марковского, Даниловского, Дулисьминского, Аянского, Братского). Наиболее значимыми инфраструктурными проектами Владимир Пашков назвал формирование единой энергосистемы с Республикой Саха (Якутия), газификацию территорий, строительство железных, автомобильных и лесовозных дорог, сохранение аэропортов и посадочных площадок местных воздушных линий (например, путем организации областного предприятия по управлению и содержанию малых аэропортов).

 

В случае выполнения поставленных задач областные власти прогнозируют увеличение валового регионального продукта за пятилетний срок почти в два раза.

 

О наболевшем

Самыми больными и животрепещущими темами, несомненно, являются дороги, жилье и жилищно-коммунальное хозяйство - все, что напрямую связано с жизнедеятельностью людей, и непосредственно касается каждого из нас. Как же будут развиваться эти сферы? Заместитель губернатора Сергей Брилка, курирующий вопросы градостроительства и дорожного хозяйства, заверил, что через пять лет обеспеченность жильем на одного жителя Иркутской области достигнет 22,5 кв. м, но не по мановению волшебной палочки, а в результате воплощения в жизнь целого комплекса мероприятий. К ним относятся своевременная и качественная разработка документов территориального планирования, снос ветхого и аварийного жилья (более полумиллиона кв. м до 2013 года, что позволит переселить 4,7 тыс. семей), развитие ипотечного кредитования и, наконец, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой как основой для планирования объемов ввода жилья в эксплуатацию.

 

В сфере дорожного строительства положение дел все еще подходит под определение "критическое". Однако уже в следующем году планируется ввести в эксплуатацию 32 км областных и федеральных дорог, а затем ежегодно - по 30 км.

В области ЖКХ, по мнению Сергея Брилки, критическим можно назвать состояние сетей, прежде всего электрических. Один из вариантов исправления ситуации - привлечь в эту отрасль частный бизнес - управляющие компании, товарищества собственников жилья - и сформировать класс эффективных и сознательных собственников.

 

Чего не хватает ВРП?

Запасы огромны, а используем ничтожно мало. Таков основной тезис докладов заместителей губернатора по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и лесного комплекса Дмитрия Шейбе и Виктора Долгова.

 

По словам Дмитрия Шейбе, крайне низкой остается доля минерально-сырьевого комплекса в структуре ВРП. Сейчас она составляет только 8%. И это при том, что запасы данных ресурсов в области оцениваются приблизительно в 2,8 трлн. рублей, а переработка может увеличить их стоимость в несколько десятков раз. "Можете представить, какое колоссальное богатство лежит у нас в недрах", - констатировал Дмитрий Шейбе. К сожалению, в региональном продукте мы имеем только 40 млрд. рублей в годовом исчислении. Кроме того, большинство недропользователей вообще не осваивают выданные им лицензии. Так, по итогам ревизии, большая часть подобных документов "пылится на полках". Как заявил чиновник, такие лицензии будут изыматься и вновь выставляться на аукционы. Администрация также намерена перейти к конкурсной системе отбора стратегических инвесторов, главными критериями станут высокая доля переработки на территории Иркутской области, участие в инфраструктурных проектах и социально-экономической жизни региона.

 

"Наша амбициозная цель - в течение пяти лет удвоить долю минерально-сырьевого комплекса в ВРП", - заявил Дмитрий Шейбе.

 

Столь же огромен в регионе и лесосырьевой потенциал. Иркутская область занимает лидирующие позиции по заготовке древесины (24,3 млн. куб. м) и по уровню ее переработки (этот показатель увеличился с 65% в 2006 году до 80% в 2007 году). Вместе с тем расчетная лесосека, то есть разрешенный предельный годовой объем заготовки древесины на определенной территории, используется далеко не полностью. Так, в прошлом году она была освоена лишь на 36%, а в отдельных северных территориях - только на 14%. Виной тому недостаток лесных дорог и складов. На сегодняшний день в Иркутской области необходимо построить более двух тысяч километров лесовозных дорог. Несмотря на то что объем налоговых поступлений от лесного комплекса в прошлом году увеличился с 1,6 до 2,5 млрд. рублей, его доля в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по итогам прошлого года чуть превысила 6%. По мнению же областной администрации, эта отрасль хозяйства должна стать бюджетообразующей. И для этого необходимы переориентация ЛПК на более глубокую комплексную переработку древесины, выпуск лесопродукции с высокой добавленной стоимостью, переработка низкокачественной древесины и утилизация отходов лесопиления для производства биотоплива как альтернативного теплоисточника, развитие деревянного домостроения, создание новых лесоперерабатывающих мощностей и подготовка высококвалифицированных рабочих кадров.

 

Своей задачей областные власти видят увеличение налогов, поступающих от ЛПК в региональный бюджет, минимум в два раза. Такого уровня можно достичь за счет реализации инвестиционных проектов по освоению лесов. Сегодня в Приангарье разработано 15 таких проектов на общую сумму 75 млрд. рублей. По предварительным оценкам, реализация только пяти из них позволит увеличить поступление налогов в бюджет области с 970 млн.рублей в 2007 году до 2,6 млрд. в 2014 году.

 

Помнить о людях

Задачи, поставленные администрацией в социальной сфере, можно назвать традиционными. Во главе угла демография со всеми вытекающими последствиями - это увеличение рождаемости (до 35 тыс. новорожденных в год к 2015 году), снижение смертности (до 29 тыс. человек), увеличение продолжительности жизни населения (до 67 лет) и укрепление института семьи. По-прежнему максимум сил и средств - на поддержку пенсионеров, ветеранов, инвалидов и малообеспеченных семей, на повышение качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Особо директор департамента социальной защиты населения региона Семен Круть отметил профилактику социального сиротства, защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей и социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями (в регионе насчитывается почти 15 тыс. детей-инвалидов).

 

Дополнил картину первый заместитель губернатора Юрий Параничев, определив спектр первостепенных задач по другим социальным направлениям. Среди них обеспечение доступного и качественного образования, сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала области, поддержка студенчества и работающей молодежи, оказание материальной помощи школам и детским садам, вовлечение широких слоев населения в занятия спортом. Немалую роль областные власти намерены отвести работе по обеспечению продовольственной безопасности региона. Чтобы предоставить населению полноценные, качественные и доступные продукты питания, по мнению Юрия Параничева, нужно комплексно развивать конкурентоспособное агропромышленное производство. Каким образом? За счет эффективной государственной поддержки, развития малых форм хозяйствования, создания конкуренции в области переработки сельхозпродукции и торговой сети. Все эти принципы найдут отражение в областной целевой программе по развитию сельского хозяйства на 2009-2012 годы.

 

Ну и как вам?

С таким вопросом мы обратились к парламентариям и разработчику долгосрочных сценариев развития Принагарья - Фонду регионального развития Иркутской области, попросив прокомментировать стратегию развития региона на ближайшие пять лет.

 

По мнению президента ФРРИО Алексея Козьмина, глубокая переработка сырья необходима, но, для того чтобы минимизировать экологические риски, ее нужно разворачивать на специальной территории. В сценарии развития Приангарья, разработанном Фондом, таковой является север области с центром в городе Братске. "Мы настаиваем на том, что не нужно размещать новых производств вблизи территории Байкала, их следует выносить на север региона, где есть для их работы все необходимые условия: транспорт, энергетика, кадровый потенциал", - подчеркнул Алексей Козьмин.

 

Также глава ФРРИО предложил властям уделить внимание непромышленному развитию южного Прибайкалья и кадровой политике.

 

Важным Алексей Козьмин считает также комплексное развитие территории трех соседних городов - Иркутска, Ангарска и Шелехова (другими словами, проект Иркутской агломерации). "Если эти муниципалитеты не будут развиваться согласованно, по единому плану, то может получиться так, что, говоря утрированно, напротив элитного жилого комплекса Иркутска через дорогу разместится свалка Ангарского или Иркутского районов", - предположил Алексей Козьмин.

 

По мнению заместителя председателя комитета по госстроительству ЗС Андрея Лаврова, проекты по глубокой переработке природных ресурсов реально воплотить в сфере производства строительных материалов (например, из рудного сырья, глины, гипса). Серьезным направлением, отмечает Андрей Лавров, может стать создание перерабатывающего комплекса на базе Саянской площадки. В стратегии развития лесопромышленного комплекса, по словам депутата, недостаточно ориентации на средний бизнес, все привилегии направлены на крупные интегрированные компании.

 

Вице-спикер парламента области Геннадий Истомин считает, что акцент на создании новых предприятий и глубокой переработке сырья сделан верно. Однако о конкретных замечаниях и вопросах, по мнению Геннадия Истомина, можно будет говорить только после анализа всех материалов, которые областные чиновники пообещали представить депутатам.

 

Спикер областного парламента Виктор Круглов во время общения с журналистами заявил, что все ключевые моменты, которые прозвучали в выступлениях заместителей губернатора, "были глубоко пережиты депутатами и неоднократно обсуждались на сессиях". Это и переход от добычи к глубокой переработке природных ресурсов, и обеспечение бюджетной самодостаточности, и стратегическое развитие лесной отрасли. В целом он назвал видение администрацией социально-экономического развития региона твердым и интересным, отметив, что Игорь Есиповский последовательно проводит линию, которую обозначил на первой встрече с парламентариями. "Хочется поблагодарить команду губернатора за откровенность, искренность и приглашение к совместной работе", - подвел итог Виктор Круглов.


Вернуться к списку публикаций