Город и самолет

8.4.2008 | Борис Копылевич | Газета Ангарские огни
 

    Проблему их взаимоотношений в Иркутске решают почти 50 лет, но пока безуспешно

     Ещё в 1961 году Советом Министров СССР было принято решение о выносе аэропорта из зоны городской застройки.

Площадку же под новую авиационную гавань ищут с 1968 года. За это время было рассмотрено 30 вариантов его размещения, причём первостепенное значение в этих изысканиях, в большинстве случаев, уделялось территории Иркутского района. Сегодня вновь прорабатывается вопрос строительства в Иркутске нового современного аэродромного комплекса. При этом действующий аэропорт, заключивший соглашение о сотрудничестве с московским "Шереметьево", будет продолжать развиваться.

Приоритет пади Ключевая

    Недавно в Иркутске прошли представительные общественные слушания по вопросу выбора места для размещения аэропорта "Иркутск-Новый". На них дана рекомендация построить его в пади Ключевая, которая является центром планируемой новой агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов и мощный авиакомплекс должен стать одним из двигателей экономики мегаполиса. Кроме этой площадки на суд общественности были вынесены ещё три варианта: модернизация действующего аэропорта, с созданием второй взлётно-посадочной полосы и разворотом её на 33 градуса, местность в районе деревни Поздняково, в 25-километрах к северо-востоку от Иркутска, и строительство гражданского аэропорта на базе военного аэродрома гарнизона "Белая" близ Усолья-Сибирского.

  Общественные слушания начались демонстрацией видеоролика о череде авиакатастроф в Иркутске, которые происходят в старом аэропорту в среднем один раз в четыре года. Этим показом организаторы ещё раз подтвердили, что находиться в центре города воздушной гавани такого класса нельзя. К более решительным действиям по строительству Международного аэропорта "Иркутск-Новый" подталкивает и то, что аэропорт Иркутск не включён в число крупных федеральных транспортных узлов или так называемых хабов. А именно этот статус позволял надеяться не только на повышенное внимание властей всех уровней к транспортной инфраструктуре области, но и на мощные денежные вливания федерального центра. Однако, в концепции развития аэропортовой сети гражданской авиации России до 2020 года, принятой правительством РФ 6 марта с.г., предусмотрено создание восьми хабов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде, Самаре, Красноярске и Хабаровске. К этому списку могут присоединиться Ростов-на-Дону или Краснодар, но, увы, не Иркутск. Именно поэтому с решением давно наболевшего вопроса следует спешить.

   На суд общественности специалисты "Иркутскгражданпроекта", организации, победившей в конкурсе на обоснование инвестиций строительства нового аэропорта, вынесли детальные проработки по всем площадкам.

Старому аэропорту тесно в городской черте

    По их мнению, вариант строительства новой взлётно-посадочной полосы в старом аэропорту имеет ряд преимуществ с точки зрения сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей её функционирование. Но в то же время развитие аэропорта в 5 километрах от центра города имеет ряд негативных экологических и градостроительных факторов, ибо город не сможет дальше развиваться в приоритетном юго-восточном направлении. При этом шумовое воздействие будет увеличиваться, а потенциальная опасность для населения при взлёте и посадке воздушных судов сохранится. Немаловажно и то, что после разворота полосы в зону шумового воздействия попадут жители Пивоварихи, Дзержинска, Новой Лисихи, Молодёжного. Это потребует выноса коттеджного и другого жилья из зоны негативного воздействия воздушных судов и, соответственно, дополнительных немалых затрат. Кроме того, по мнению специалистов, придётся заняться строительством обхода федеральной трассы до посёлка Листвянка, а также провести перезахоронение останков на кладбище жертв политических репрессий в Пивоварихе. Кроме того, этот вариант не решает вопроса улучшения метеоусловий для регулярных полётов самолётов. А именно по этой причине за перенос аэропорта из Иркутска выступает Росаэронавигация.

Поздняково далекое и близкое

      Площадка Поздняково была выбрана под строительство аэропорта ещё в 1989 году. Шесть лет спустя разработали технико-экономическое обоснование проекта. Положительным аспектом этого варианта специалисты "Иркутскгражданпроекта" называют отсутствие в этом месте земель сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов в зоне шума и возможность выбора варианта подъездной дороги. В то же время, в случае с Поздняково существуют серьёзные инфраструктурные проблемы: необходимость передислокации воинской части, строительства 60 километров железнодорожной ветки и керосинопровода с переходом через Ангару, ЛЭП, автодорог и мостов. Потребуется также провести большой объём земляных работ, обусловленный рельефом местности.

    Андрей Макаров, генеральный директор ОАО "Иркутскгражданпроект", отметил, что при подготовке к слушаниям разработчиками проекта была также рассмотрена площадка военного аэродрома на Белой, предложенная Министерством обороны Российской Федерации на совещании 5 марта 2008 года. Там уже есть взлётно-посадочная полоса 4000 метров длиной и 80 метров шириной, позволяющая принимать и выпускать самые тяжёлые самолёты. На Белой пустует жилой фонд, где можно разместить обслуживающий персонал. По погодным условиям Белая вне конкуренции - равнина, продуваемая ветром со всех сторон.

     Однако, по мнению специалистов, прецедентов строительства аэропортов на таком расстоянии в России не существует. Площадка находится в 110 километрах от центра Иркутска, в 130 километрах от Шелехова и в 60 километрах от Ангарска. До Особой экономической зоны в Большом Голоустном - 230 километров. Размещение на Белой нового аэропорта ухудшит туристическую привлекательность региона и создаст немалые проблемы не только для пассажиров, но и возможных инвесторов. Если аэропорт будет располагаться за пределами агломерации, это поставит под сомнение её создание. Росавиация рекомендует размещать аэропорты не далее 40-50 километров от города. К тому же, главный штаб ВВС постановлением 1998 года отказал в размещении международного аэропорта на этой территории в связи с базированием там режимных авиационных частей.

     Вот и получилось, что наиболее удобной, привлекательной, хотя и тоже не безпроблемной, оказалась площадка в пади Ключевая. Она равноудалена от трёх городов - Иркутска, Ангарска и Шелехова, что, по мнению Андрея Макарова, чрезвычайно удобно для жителей предполагаемой агломерации. Близость развитой инженерной инфраструктуры, Транссибирской магистрали и автодороги Красноярск - Иркутск позволят создать там единый "транспортный комплекс, при этом финансовые затраты будут минимальны. По предварительным подсчётам, стоимость аэропорта в пади Ключевая может составить 43,2 миллиарда рублей. Если же аэрокомплекс будут строить в Позднякове, то для этого потребуется 37,7 миллиарда рублей. Самым дорогим из этих трёх вариантов, по мнению разработчиков, может стать разворот взлётно-посадочной полосы в существующем аэропорту - он обойдётся в 49,6 миллиарда рублей.

    Кстати, возможность размещения нового аэропорта в Ключевой рассматривалась ещё в 1976 году. Но тогда Генеральный штаб запретил строить там авиационный объект из-за большой загруженности воздушного пространства в данном районе. И сейчас противниками размещения аэропорта в Ключевой выступили Министерство обороны РФ и Объединённая авиастроительная корпорация (OAK), в состав которой входит Иркутский авиационный завод. Причина наложенного вето: недопустимость соседства с трассами испытываемых авиазаводом "Сушек". Есть и ещё один фактор, который влияет на окончательное решение. В случае строительства аэропорта в Ключевой становится нерабочим артиллерийский полигон в районе Шелехова, который примыкает к району предполагаемого строительства аэропорта "Иркутск-Новый". К тому же метеорологические исследования в пади Ключевой никогда не проводились и, какая там погода для полётов самолётов пока неизвестно.

     Точку в этом явно затянувшемся споре должна поставить Главэкспертиза, куда обоснование инвестиций проекта планируется передать в мае.

 


Вернуться к списку публикаций