Моя Иркутская область

12.4.2008 | соб. инф. | Комсомольская правда
 

    Фонд регионального развития закончил работу над стратегией развития Иркутской области до 2020 года. В ее основе - 3 основных планировочных оси и несколько центров развития региона. Итоги работы над стратегией были представлены 8 апреля на заседании градостроительного совета при губернаторе области.

Оси

    Первая ось представляет собой участок Транссибирской магистрали от Тайшета до Иркутской агломерации, и далее до Байкальска. Эта территория - наиболее освоенная в области. Вдоль оси предлагается сформировать транспортно-логистические узлы федерального (в Иркутске) и регионального (в Тайшете) значения. Кроме того, на уже имеющихся промышленных площадках городов планируется разместить машиностроительные заводы, производства по переработке леса. Для этого будут использованы промплощадки городов Тулун, Свирск, Черемхово, Усолье-Сибирское, Иркутской агломерации. По этой оси возможна реализация проектов сценария индустриальной экономики.

    Вторая ось представляет собой участок БАМа от станции Кунерма до города Усть-Кут с выходом на Тайшет и веткой на Усть-Илимск. Ось является наиболее перспективной для освоения территорий области на период до 2020 года. Территории перспективны с точки зрения реализации сценариев "Новое сырьевое освоение" и "Новая индустриализация". При их развитии планируется ориентироваться не только на добычу и первичную переработку сырья (углеводородов, леса, железной руды и др.), но, прежде всего, на глубокую переработку. В связи с этим резко возрастает значение БАМа как базовой составляющей транспортной инфраструктуры региона.

    У    читывая перспективы реализации проекта Нижнего Приангарья (Красноярский край) и строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, ось будет выполнять функции дублера Транссиба в масштабе России.

     Третья ось представляет собой перспективное направление развития, которое будет задействовано после 2015 года. Именно в это время будут реализовываться крупные инфраструктурные и сырьевые проекты - строительство трассы "Вилюй", железнодорожной магистрали Лена - Непа - Ленск, освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Вдоль данной оси будут выполняться проекты сырьевого сценария. Вместе с тем ось станет базой для развития в долгосрочной перспективе газоэнергетики, газохимической и нефтехимической промышленностей. С освоением данной оси будут связаны также проекты включения Якутской энергетической системы в единую энергосистему страны.

Центры

    В узловых точках осей расположены центры развития региона. Южный центр развития включает в себя территорию Южного Прибайкалья и агломерацию городов Иркутск - Ангарск - Шелехов. Именно для этой территории актуален стратегический сценарий повышения капитализации и озера Байкал не только как уникального природно-рекреационного ресурса, но и как стратегического запаса пресной воды. Приоритетом для прибайкальских территорий является развитие рекреационных услуг, создание образовательных и инновационных центров.

На территории создаваемой особой экономической зоны на Байкале планируется сформировать туристический центр мирового значения. Кроме того, в Южном и Западном Прибайкалье предполагается развитие среднебюджетного экологического и экстремального туризма, а также санаторно-курортных комплексов, ориентированных на российских туристов.

    Одним из ключевых в стратегии развития области является проект формирования агломерации городов Иркутск - Ангарск - Шелехов. В результате концентрации ресурсов, развития городских инфраструктур и создания качественной городской среды должна существенно повыситься привлекательность территории агломерации для жителей и инвесторов. Главной задачей проекта агломерации является сохранение и привлечение квалифицированных перспективных кадров в Восточную Сибирь. Достичь этой цели разработчики стратегии предполагают за счет достижения международных стандартов качества жизни.

Территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа совместно с несколькими прилегающими районами области (Заларинским, Зиминским, Иркутским, Куйтунским, Усольским, Черемховским) предполагается использовать для развития эффективного агропромышленного кластера. Он будет ориентирован на повышение степени переработки сырья и организацию производств пищевой промышленности. Этот кластер станет основой продовольственной безопасности области.

    Северо-западный центр развития включает индустриальные города Тайшет, Братск, Усть-Илимск и Железногорск-Илимский. Потенциал этих городов предполагается использовать для организации высокотехнологичных производств по комплексной переработке сырья и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.

    Основой конкурентоспособности северного направления станет формирование лесного кластера, объединяющего всю цепочку производств - от лесозаготовки до производства конечной продукции.

    Северо-восточный центр развития - на базе города Усть-Кута - будет выполнять роль межрегионального транспортно-логистического центра, а также центра развития производств, обслуживающих добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов (нефть, природный газ, лес). Город Усть-Кут на сегодня является узловой точкой, где сходятся основные транспортные пути - железнодорожные, автомобильные, речные, авиационные. Здесь же прокладывается нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан". С учетом перспектив строительства трассы "Вилюй" и железнодорожной магистрали Лена - Непа - Ленск стратегическое значение данного транспортного узла возрастает.

Кроме названных центров предполагается формирование центров развития второго порядка на базе малых городов - Тулуна, Черемхова, Усолья-Сибирского - вдоль основных транспортных артерий, в основном с промышленной специализацией.

А в это время

    Российский научно-исследовательский проектный институт урбанистики (Санкт-Петербург) представил разработанную им Схему территориального планирования Иркутской области. Документ рассчитан до 2030 года.

     Схема представляет собой 22 электронные карты. Они дают анализ реального положения дел в области и перспектив развития отдельных отраслей. По словам разработчиков, больше половины материалов являются документами ограниченного допуска, в том числе с грифом "секретно".

     Документ включает в себя карты транспортной инфраструктуры, минерально-сырьевых, лесных, энергетических ресурсов, базовых инвестиционных проектов, водообеспеченности, туристко-рекреационного потенциала, состояния окружающей среды, климатических факторов.

- Прежде всего, необходимо увязать два документа - Стратегию развития и Схему территориального планирования - между собой, - отметил в ходе презентации схемы и.о. губернатора Иркутской области Юрий Параничев.

     Затем, по словам Юрия Владимировича, Схема территориального планирования поступит на рассмотрение Министерства регионального развития РФ, документ уже включен в рабочий график межведомственной комиссии. После утверждения в министерстве материалы должны быть подписаны губернатором.

 


Вернуться к списку публикаций