Алексей Козьмин об иркутском хабе

21.4.2007 | Светлана Калинина | Газета Трибуна
 
     По мнению экспертов, расположение Иркутской области практически в центре страны - выгодное конкурентное преимущество, но оно же создает такие конкурентные недостатки, как высокие транспортные издержки (доля транспортных расходов в продукции местных производителей составляет 15 - 50%) и удаленность от рынков сбыта. В концепции сформулированы предложения, которые позволят снять инфраструктурные ограничения и препятствия к развитию предприятий региона. Через область проходят основные пути из Юго-Восточной Азии в Европу, однако пока основные транспортные компании обходят Иркутскую область, используя морской транспорт. Технические возможности Транссиба позволяют сейчас перевозить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе 200 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию. В перспективе (при использовании мощностей БАМа) объем этих перевозок может составлять до 1 миллиона единиц в год. По Транссибу перевозится более 50 % внешнеторговых и транзитных грузов. Президент РАО РЖД Г. Якунин выступил с предложением сформировать транспортный коридор. Если предложение будет принято, у области появляются перспективы сформировать крупный транспортный узел на пути этого потока. Для Иркутской области железнодорожный транспорт - базовая отрасль, 85% грузов перевозятся по территории области именно железнодорожным транспортом. Если будет реализован проект строительства железной дороги от Усть-Кута на Север, то Иркутская область получит большие выгоды от освоения северных территорий. Предполагается строительство железной дороги по маршруту Киренск - Непа - Витим - Ленск. Новая дорога решит проблему северного завоза - будет организовано постоянное железнодорожное сообщение с труднодоступными сейчас северными территориями. Усть-Кут в этом случае становится крупным транспортным узлом - аэропорт в городе выкуплен компанией "Ютэйр" которая планирует использовать его как базовый для рейсов, обслуживающих газовиков и нефтяников. Авиаперевозки - важная часть экономики области. Сейчас одним из основных распределяющих хабов в Восточной Сибири является Красноярск, Иркутск также сохраняет эту роль, но с незначительным отставанием. Иркутск является основным хабом для Бурятии, Монголии, Читинской области и части Якутии. При этом Чита уже предпочитает использовать в качестве хаба Красноярск. Уровень пассажиропотока Иркутского аэропорта уступает Красноярскому и Новосибирскому, но по объему грузоперевозок эти аэропорты стоят на одном уровне - около 15 тысяч тонн. Таким образом, строительство нового международного аэропорта имеет важное стратегическое значение для экономики области. Необходимо развивать сеть автомобильных и лесовозных дорог на севере области. Проект строительства лесовозных дорог обсуждается на уровне бизнеса давно, но понятно, что для его осуществления нужна федеральная поддержка. Также в проекте стратегии предусмотрено формирование двух крупных логистических центров, предположительно - в районе Мегета и в Усть-Куте.


Вернуться к списку публикаций