Ползарплаты за билет

28.2.2008 | Екатерина Вострикова | Российская газета
 

     Жители Шелехова вынуждены переплачивать вдвое за поездку в Иркутск

Тысячи жителей Шелехова стали заложниками "транспортной войны". Владельцы маршруток, курсирующих между Иркутском и городом-спутником, выставили ультиматум: или проезд будет стоить тридцать рублей, или автобусы будут ходить вдвое реже.

- Я тебя в лицо запомнил, больше ты ко мне не сядешь! - кричит водитель автобуса маршрута №119 в спину принципиальной пассажирке. Женщина отказалась отдавать тридцать рублей, которые потребовал шофер, и заплатила только 15 - официально утвержденную стоимость проезда от Шелехова до Иркутска. Остальные пассажиры молча отдают двойную сумму - лишь бы не скандалить. Ездить-то приходится каждый день.

Тем, кто пытается настаивать, маршрутчики наглядно демонстрируют, что будет с транспортным сообщением, если они примут "административные" расценки. В дневное время, когда проходят часы пик, автобус отправляется по маршруту раз в час. Остальные машины просто уходят в гараж или часами стоят на остановке. Уехать в Иркутск по делам становится невозможно.

     По данным исследований Фонда Регионального развития Иркутской области, 22 процента жителей Шелехова совершают поездки в Иркутск хотя бы раз в неделю. Тысячи шелеховчан приезжают в областной центр каждый день - на учебу и на работу. Поэтому вопрос стоимости билета для них отнюдь не праздный.

- По десять рублей я отдам за проезд по Шелехову, чтобы добраться от дома до остановки, откуда отходят маршрутки в Иркутск и вечером обратно. Еще в 60 рублей обходится дорога в Иркутск и назад, - подсчитывает шелеховчанка Татьяна Зыкина. - Это 80 рублей в день, в месяц почти две тысячи я должна потратить только на дорогу! Я что же, работать должна только на проезд?

Татьяна - педагог, две тысячи рублей в месяц для нее серьезная сумма. А в семьях, где несколько человек работают или учатся в Иркутске, расходы на дорогу возрастают до 4-6 тысяч. Проездных, поскольку маршрут считается междугородним да еще и отдан на откуп коммерсантам, не предусмотрено.

В администрации Шелехова возмущаются: какие 30 рублей? До 3 марта проезд до Иркутска стоит 15 рублей, со следующей недели официально утвержденный тариф - 23 рубля.

- А водители говорят: "Плевать я хотел на администрацию. Я хозяин, я и устанавливаю цены. А не нравится, сиди дома. Мы куда только не жаловались, но толку никакого, - продолжает Татьяна. - От Ангарска до Иркутска ехать час, а билет стоит 37 рублей. От Шелехова до Иркутска - какие-то 20 минут, а стоимость, по мнению маршрутчиков, должна быть почти та же самая.

Водители объясняют ситуацию просто - это минимальная цена, при которой перевозки не будут убыточными. Кто-то из них подсчитал: чтобы выйти на себестоимость, с пассажира надо брать 91 копейку за километр пути. Между Иркутском и Шелеховым - около 30 километров. Путем такой арифметики водители и вывели желаемую сумму в 30 рублей. Но ведь в подсчеты администрации была заложена такая же стоимость километра, а итоговая цена билета получилась 23 рубля.

     Анжелика Зубарева, начальник отдела ЖКХ администрации Шелехова:

- Беда в том, что мы как орган местного самоуправления обязаны организовать перевозки, но не имеем рычагов воздействия на маршрутчиков, не имеем возможности расторгнуть договоры. Мы составляем акты, проводим выездные проверки, передаем материалы в отдел ценообразования областной администрации. Однако штрафы для водителей-самоуправщиков слишком маленькие. Правда, сейчас мы готовим документы для судебного разбирательства по одному из подобных случаев. Отозвать же лицензию может только транспортная инспекция, но добиться этого, как нас предупредили, очень сложно.

Между тем

     Пока пассажиры остаются крайними в споре о стоимости билетов, администрация области продвигает проект агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов. Одним из ключевых пунктов это проекта значится транспортная доступность - за 30-40 минут житель агломерации должен иметь возможность добраться из любой точки мегаполиса до его центра. Правда, проектировщики и власти пока рассматривают эту проблему с точки зрения наличия дорог, а вот вопрос о финансовой доступности таких поездок пока еще никто не поднимал.


Вернуться к списку публикаций