Интервью Дмитрия Дорожкина телеканалу "Город"

16.11.2007 | соб. инф. | Телеканал Город
 

Согласитесь, у каждого из нас есть друзья и знакомые, которые уезжают из родного Иркутска в поисках лучшего. Они хотят развиваться сами, но не видят для этого возможности здесь. Нас с каждым годом становится все меньше и меньше. Это в 1986 родился 600-тысячный иркутянин. Сейчас нас значительно меньше. Население Иркутска 580 тысяч человек. Специалисты утверждают, что по стратегии развития Иркутск уже не рассматривают, как опорную точку Сибири.

Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Ожидаемая продолжительность жизни детей, рожденных примерно в это время по Иркутской области, замерла на цифре 53,7 лет. Мы живем как в самых отсталых странах азиатского региона. Если ничего не делать, то на территории агломерации ежегодно население будет убывать до 11 тысяч человек в год. А по области к 2015 году население Иркутской области уменьшится до 120 тысяч человек.

У нас есть шанс выжить - это агломерация. Это наша особенность, из-за которой на нас сейчас начали обращать внимание. Иркутск, Ангарск, Шелехов. Вместе - это уже точка на карте, которую будет видно. Ведь это будет город-миллионник, в котором будет престижно жить.

    Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Можно сказать, до этого времени с нами просто не садились за стол переговоров. Вы нам не интересны. Город Иркутск - 600 тысяч. Чего ради? Вас сейчас 600 тысяч, а вы все уменьшаетесь. Это касается любой промышленности, любого инвестора, который, прежде чем вкладывать деньги в регион, смотрит, а сможет ли он их получить назад.

До сих пор переговоры с инвесторами, не успев начаться, заходили в тупик, из которого не было видно выхода.

      Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Да, говорит инвестор, я буду вкладывать деньги в строительство жилья, да я вижу, у вас цены мне интересны, я готов потратиться и на инфраструктурные проекты. Но извините, а как к вам поедут сюда люди, если у вас нет торговых, развлекательных центров, у вас нет современной торговли, у вас нет кинотеатров, у вас нет услуг, у вас нет концертного зала, у вас нет спортивных сооружений.

Мы, такие как сейчас, интересны только тем, кто добывает вокруг Иркутска сырьевые ресурсы - лес, газ, нефть, уголь. Но совсем не интересны, допустим, крупным торговым сетевикам. Чтобы попасть в известные всей стране магазины "Лента", "Перекресток", "Ikea", "Пятерочка", каждому из иркутян надо лететь в другие города. А если не лететь, то переплачивать. Общеизвестный факт - крупные торговые сетевики обеспечивают резкое снижение цен практически на все виды товаров, необходимых в быту.

     Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Цены на эти товары снизятся, потому что у них совсем другие поставщики, у них есть непосредственный доступ к производителю, минуя массу перекупщиков.

Цены - это, безусловно, важно, но важно еще и то, что любой мегамол привносит с собой целый комплекс услуг, улучшающих качество жизни. Это и те самые кинотеатры, и концертные залы, и спортсооружения, и сеть фитнес-центров. Вот, пожалуйста, условия, которых требует инвестор от нас. Агломерация позволит решить нам не только наши проблемы, но и проблемки. Наши дороги строились, когда одна машина на семью - это была роскошь. И три дня иркутянин теряет в пробках. Расширять дороги бесконечно невозможно. При подготовке концепции агломерации просчитали выход. Вынести административно-деловую жизнь за границы города.

      Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Если мы хотим, чтобы население увеличивалось, нужно как-то развиваться. А куда? Уничтожать исторический привлекательный центр? Да, мы сейчас пытаемся идти этим путем, но это пагубный путь. Развиваться в сторону границ мы не можем, у нас там не заложена инфраструктура. Где изыскать средства, чтобы начать развиваться в сторону Иркутска? Это огромные деньги. По ряду цифр это перекрывает на несколько порядков бюджет всей области.

Как город-миллионник, мы станем интересны инвесторам. Кое-что, конечно, перепадет из федерального бюджета. Проектировщики агломерации убеждены, что сегодня сама жизнь заставляет сблизиться три города. Иркутск в агломерации - это образовательный и архитектурный центр. Шелехов позиционирует себя как зону отдыха, как центр спорта. Ангарск - промышленный город, но его жители устали жить в разговорах об экологии, и сегодня каждый второй молодой человек здесь либо боксер, либо хоккеист. Слово "агломерация" в лексиконе иркутян появилось пару лет назад. Хотя на самом деле мы давно живем в условиях агломерации.

     Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Выделить несколько характерных черт, согласно которым можно говорить, что это города внутри агломерации. Первое, это транспортная доступность между городами не более полутора часов. Это маятниковая миграция, то есть когда житель Ангарска ездить работать в Иркутск, а житель Иркутска ездит отдыхать в Шелехово. Можно говорить, что эти города уже находятся в состоянии агломерации.

Но это, так сказать, естественная агломерация, которая сама по себе не поспевает за потребностями живущих здесь. Год ушел на то, чтобы окружающие поняли, управление агломерацией - это то, что нам нужно. А затем уже приступили к изучению вопросов - что, зачем, когда и как? На это тоже ушел год.

     Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Придать агломерационным процессам некий предначертанный путь. Мы просто ее подтолкнем, может, достаточно серьезно подтолкнем, потому что нет времени ждать. Еще немного, и просто некому будет ничего строить.

Через месяц свет увидит концепцию развития агломерации - документ, согласно которому уже можно будет действовать. Но в то время, когда просчитывались условия на бумаге, велись и реальные действия. Уже почти удалось решить вопрос о строительстве международного аэропорта. Определено место. В будущем году начнется подготовка для строительства скоростного трамвая. Это необходимые условия развития агломерации.

      Дмитрий Дорожкин, директор департамента социального развития фонда регионального развития Иркутской области: Итоги работы начнут чувствоваться уже со следующего года, когда будет вестись дорога Ангарск-Шелехов, именно объездная М-53, которая снизит транзитную составляющую по и так загруженным улицам Иркутска, и будет выводить весь транспорт, идущий на Дальний Восток, минуя, город Иркутск, в том числе и Шелехов. Будет уходить с Ангарска и мимо Шелехова уходить на перевал в сторону Слюдянки.

План действий расписан до 2025 года. Это некий промежуточный этап, к которому качество нашей жизни должно измениться. По прогнозам, к этому времени, по темпам роста экономики регион должен закрепиться в тридцатке лидеров Российской Федерации. Жилья должно стать больше на 4 миллиона квадратных метров. А главное, население агломерации только приблизиться к желанному миллиону. Агломерация - это некий рубеж, когда мы станем интересными стране и, может быть, даже миру. Это наш шанс заявить о себе, стать первыми. На границе России на дальнем Востоке восемь городов-миллионников. А у нас до Урала практически нет. Но будет, если мы с вами этого захотим.


Вернуться к списку публикаций