История

      Русские поселенцы пришли в Восточную Сибирь в 17 веке. В бунташный век сотни россиян двинулись на восток. В авангарде шли казачьи экспедиции, вслед за военными отрядами казачьи лодки привозили на новые земли купцов и крестьян.


     Подобно испанским конквистадорам, экспедиции поселенцев искали золотоносные руды, пушнину и… новых подданных. Местные бурятские, эвенкийские и тунгусские общины были данниками монгольских ханов. Россия же была заинтересована в новых богатых землях, которые к тому же не были разорены войнами и смутами. Русская экспансия была более или менее мирной. Как указывают историки, правительство настоятельно рекомендовало руководителям землепроходческих отрядов действовать в отношении местного населения без насилия и грубого нажима - "ласкотою" и "добротою". В свою очередь, это формировало добрососедские отношения колонистов и аборигенов. Впрочем, местное население не оказывало ожесточенного сопротивления колонистам. Возможно, потому и назвали его «брацким народцем». Это имя странным образом легло на самоназвание одного из местных народов, и с тех пор буряты и русские мирно сосуществуют бок о бок.


     Один из крупнейших городов Иркутской области – Братск – живой свидетель начала этой дружбы. Заселение Иркутской области началось с севера. Сегодняшняя столица области – Иркутск – был основан на 30 лет позже военных форпостов на северных реках Илимского, Братского, Усть-Кутского и Киренского острогов. Илимский острог, поставленный на волоковом пути между Ангарой и Леной, в течение сотни лет был центром самой крупной колонии россиян в Восточной Сибири, торговавшей с Россией пушниной, солью и зерном. К концу XVII в. в Илимском воеводстве было уже около 300 сел и деревень, числилось 7871 «душа» мужского пола (кроме служителей культа, военнопленных и туземцев). Северные остроги были частью «магистрали» на северо-восток страны в Якутск, на Чукотку и Камчатку. Однако южный путь вокруг Байкала открывал дорогу в Монголию и Китай и позволял лучше (насколько это было вообще возможно!) управлять русскими поселениями в Забайкалье и на Амуре. И в 1661 году недалеко от истока Ангары строится Иркутский острог. Выгодное географическое положение острога скоро превратило его из военного поселения в геополитический центр, перевалочную базу для дипломатических и торговых отношений с Китаем, Бухарой, Маньчжурией.


     С Иркутском же связано зарождение промышленности края. Первое предприятие - государственная мельница на реке Кае была построена в 1673 году и просуществовала до начала 20 века, когда Иркутск поглотил окружные деревни. Военные форпосты обрастали земледельческими и купеческими посадами. Колонисты осваивали транспортные артерии – водные и сухопутные. И вдоль этих артерий селились люди, осваивали окрестные ресурсы, основывали промышленные предприятия, торговлю. Торговые и промышленные поселки разрастались в крупные села и города. Их называли «трактовыми» из-за близости к транспортным путям. Большинство сегодняшних районных центров Иркутской области выросли как раз из таких поселений. Иркутск же надолго становится центром военных, торговых и научных экспедиций в Среднюю Азию, Китай, Америку и Океанию. До сих пор в Иркутске, за тысячи километров до моря стоят памятники тех времен – Харлампиевская церковь (Морской храм) и здание Русско-Американской кампании, а имена великих исследователей выбиты под крышей краеведческого музея (бывшего здания ВСОРГО).


      Говоря сегодняшним языком, Иркутск в 19 веке - крупнейший политический и финансовый центр Восточной Сибири, Дальнего Востока, базой для освоения громадных пространств от Енисея до Калифорнии, от Ледовитого океана до Амура, настоящей столицей Сибири. Новый импульс Восточной Сибири дало строительство Транссиба и дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. В 19 – начале 20 века в Иркутской области добывается лес и уголь, золото и железо, земледелие соперничает с традиционной охотой. Так в 10-х годах 20 века только в Иркутске проживало свыше 130 тысяч человек Еще в 19 веке Иркутском закрепилось звание не только финансового и торгового центра Сибири, но и общественного, культурного, центра просвещения. Первый в Сибири постоянный театр, второй университет, первый в Сибири филиал Академии наук. Жители Иркутска всегда быстро откликались на научные и технические новшества. Первый телеграф, электростанция, автомобили, пароходы, даже велосипеды в регионе появлялись в Иркутске. В Иркутске же в 1929 году был установлен своеобразный рекорд дальности полета авиатранспорта – 4500 километров.


     Сегодня Иркутская область – это инвестиционно-привлекательный регион, имеющий высокий потенциал экономического роста. В 20 веке жители страны создали на территории области крупнейшие промышленные узлы, Иркутский научный центр, культурные и общественные формации. С другой стороны, советская плановая экономика «сберегла» богатства Восточной Сибири. Активная разработка полезных ископаемых запасов области планировалась на 80-е – 90-е годы 20 века, но общественный слом «заморозил» большинство этих проектов.