А. Козьмин: перспективы транспортной отрасли в Иркутской области

На круглом столе «Перспективы развития транспорта Сибирского региона. Долгосрочная стратегия развития Иркутской области», который состоялся во вторник, президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин озвучил часть проекта стратегии социально-экономического развития Иркутской области, разработанной Фондом совместно с Центром стратегических разработок «Северо-Запад», посвященную транспорту. По мнению экспертов, расположение Иркутской области практически в центре страны – выгодное конкурентное преимущество, но оно же создает такие конкурентные недостатки, как высокие транспортные издержки (доля транспортных расходов в продукции местных производителей составляет 15 – 50%) и удаленность от рынков сбыта. В концепции сформулированы предложения, которые позволят снять инфраструктурные ограничения и препятствия к развитию предприятий региона. Через область проходят основные пути из Юго-Восточной Азии в Европу, однако пока основные транспортные компании обходят Иркутскую область, используя морской транспорт. Технические возможности Транссиба позволяют сейчас перевозить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе 200 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию. В перспективе (при использовании мощностей БАМа) объем этих перевозок может составлять до 1 миллиона единиц в год. По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов. Президент РАО РЖД Г. Якунин выступил с предложением сформировать транспортный коридор. Если предложение будет принято, у области появляются перспективы сформировать крупный транспортный узел на пути этого потока. Для Иркутской области железнодорожный транспорт – базовая отрасль, 85% грузов перевозятся по территории области именно железнодорожным транспортом. Если будет реализован проект строительства железной дороги от Усть-Кута на Север, то Иркутская область получит большие выгоды от освоения северных территорий. Предполагается строительство строительство железной дороги по маршруту Киренск—Непа—Витим—Ленск. Новая дорога решит проблему северного завоза – будет организовано постоянное железнодорожное сообщение с труднодоступными сейчас северными территориями. Усть-Кут в этом случае становится крупным транспортным узлом – аэропорт в городе выкуплен компанией «Ютэйр» которая планирует использовать его как базовый для рейсов, обслуживающих газовиков и нефтяников. Авиаперевозки – важная часть экономики области. Сейчас одним из основных распределяющих хабов в Восточной Сибири является Красноярск, Иркутск также сохраняет эту роль, но с незначительным отставанием. Иркутск является основным хабом для Бурятии, Монголии, Читинской области и части Якутии. При этом Чита уже предпочитает использовать в качестве хаба Красноярск. Уровень пассажиропотока Иркутского аэропорта уступает Красноярскому и Новосибирскому, но по объему грузоперевозок эти аэропорты стоят на одном уровне – около 15 тысяч тонн. Таким образом, строительство нового международного аэропорта имеет важное стратегическое значение для экономики области. Необходимо развивать сеть автомобильных и лесовозных дорог на севере области. Проект строительства лесовозных дорог обсуждается на уровне бизнеса давно, но понятно, что для его осуществления нужна федеральная поддержка. Также в проекте стратегии предусмотрено формирование двух крупных логистических центров, предположительно – в районе Мегета и в Усть-Куте.


Вернуться к списку новостей