Новости агломераций. Самара и Тольятти: курс на сближение

Курс на сближение

Вчера в столице региона завершил свою работу XXVII Совет главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Главной темой обсуждения участников форума стало взаимодействие органов архитектуры и градостроительства субъектов РФ при разработке схем территориального планирования, а также возможность агломерации Самары и Тольятти.

Операция агломерация

По сути, процесс агломерации обозначает пространственную группировку двух крупнейших мегаполисов региона и объединение их в единое целое интенсивными производственными, культурно-бытовыми и рекреационными связями.


Необходимость такого рода преобразований губернии возникла уже давно. Регион прочно зарекомендовал себя, как крупнейший индустриальный центр, сосредоточивший в себе нефтегазодобывающую и автомобильную промышленность. Удобное расположение и природные ресурсы стали основой инвестиционной привлекательности и, как следствие – финансовой стабильности нашей губернии на фоне соседних областей.

Учитывая столь динамичное развитие, меняется и уклад жизни горожан, растет потребность в освоении новых территорий. Самарцы больше не могут замыкаться в административных границах. Они нуждаются в самореализации, хотят выбирать место работы или учебы не по принципу «там, где ближе», а, руководствуясь соображениями «там, где лучше». Самара остро нуждается в жилом фонде. Многие горожане стремятся жить в собственных домах. Решить эту проблему можно освоением прилегающих территорий. Но в этой связи остро встает вопрос адекватного транспортного сообщения. К сожалению, трасса, соединяющая сегодня Самару и Тольятти и нынешнее железнодорожное сообщение не в состоянии удовлетворить современные нужды. Поэтому власти Самары даже в условиях финансового кризиса считают необходимым изыскивать средства для консолидированного проектирования ближайших зон, которые агломерирует растущий мегаполис. Кроме того, администрация города считает, что только таким образом можно предотвратить коммерческо-риэлторский интерес, который захлестнет патриархальную тишину Красноярского, Кинельского и Елховского районов.

Все эти причины послужили посылом для действий самарских архитекторов по разработке принципиально новых схем территориального планирования. И ее первым этапом стала комплексная транспортная схема Самары с выходом на окружающие территории.

«Конечно, в условиях кризиса от идеи агломерации можно отмахнуться. Но поверьте, через 3-5 лет мы к ней обязательно вернемся. Только тогда мы потеряем время», - считает мэр Самары Виктор Тархов. Глава города уверен, что агломерация – реальный механизм развития городов-миллионников, который позволит в разы увеличить прибыли в бюджеты различных уровней.

Председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований Александр Кузьмин отметил: «В этой ситуации получилось так, что самарцы оказались впереди многих. Во-первых, наработано большое количество необходимой градостроительной документации, во-вторых, как мы слышали от главных архитекторов Самары и Тольятти, они активно сотрудничают и опираются на единую схему развития региона в целом. Я думаю, что Самара сможет выйти на реализацию этого проекта одним из первых городов России.

По словам главного архитектора столицы региона Андрея Смирнова, уже в этом году возможно утверждение «Стратегии развития планировочной структуры г.о. Самара с учетом областной стратегии территориального планирования (СТП)», которая предусматривает экологически безопасное развитие Самары и Тольятти с их перспективным территориальным сближением.

Подводные камни
Свои наработки самарские специалисты представили на суд авторитетного Совета. 

«У нас уникальная ситуация по наличию градостроительной документации, сейчас такого в стране нет. То, что идет разговор на Совете главных архитекторов по созданию Самарско-Тольяттинской агломерации в утвержденной схеме территориального планирования, дает нам право готовить материалы в Минрегионразвития по выделению финансирования на строительство дорог, инженерных сетей, получения инвестиций в город», - отметил Андрей Смирнов.

Как выяснилось, благие намерения по оптимизации городской инфраструктуры в процессе реализации неизбежно столкнутся с несовершенством действующего законодательства, а именно – Градостроительного Кодекса РФ. Действующая форма этого документа станет препятствием для осуществления агломерации.

Поэтому, по мнению г-на Смирнова, особенно важно на ранней стадии выявить «подводные камни» и сформулировать обоснование необходимости внесения поправок в ФЗ, которое сегодня сдерживает динамичное развитие городов-миллионников: «Обособленность муниципальных образований в субъекте Федерации является сдерживающим фактором, поскольку в случае агломерации Самару и Тольятти свяжут общий транспорт, инфраструктуры, коммунальные и инженерные системы и целые предприятия».

Высказанную точку зрения разделили все без исключения участники Совета. «Границы городов пространственно расширяются. Между тем границы муниципалитетов и полномочия их руководителей имеют другую конфигурацию. Соответственно, могут различаться и действующие нормы, сталкиваться интересы», - поделился заместитель директора ГУП «НИиПИ генплана г. Москвы» Георгий Юсин, - «Поднятая проблема на примере самарско-тольяттинской агломерации ярко иллюстрирует наличие автономных, но тесно связанных городов. Надо найти такие институты, механизмы и правовые шаги, которые позволят наиболее гармонично решить всю проблему этого уникального образования. Важно, чтобы люди находили максимум свободы для выражения своих интересов, предпочтений и развития. Только в этом случае Генплан города становился настоящим планом действий, а не красивой картинкой».

Поэтому члены Совета архитекторов пришли к выводу, что настала пора выйти с рядом законодательных инициатив в Государственную думу РФ, тем более, что ряд именитых архитекторов активно участвуют в законотворческом процессе, являясь членами экспертных советов при различных парламентских комитетах. 

Так, по словам члена экспертного совета по градостроительству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы РФ Елены Косоренковой, в Госдуме есть прямой интерес по совершенствованию и адаптации российского законодательства к современным градостроительным потребностям. А тот факт, что самарские архитекторы располагают полным пакетом документации и имеют общий взгляд на развитие с коллегами из Тольятти, облегчит реализацию инициатив. 

За круглым столом
Очевидно, что агломерации Самары и Тольятти – реальный механизм привлечения инвестиций в регион. Грамотно организованная инфраструктура в разы увеличит инвестиционную привлекательность и интерес со стороны бизнес-сообществ. Кроме того, у Самарской области появится еще один посыл к созданию туристического кластера. К такому выводу пришли участники Круглого стола, организованного по итогам первого дня Совета. По их мнению, в агломерации должны быть заинтересованы все без исключения уровни власти, поскольку этот процесс в первую очередь является социально-направленным. Представители различных регионов высказали свою точку зрения на предмет наиболее выгодных схем привлечения инвестиций и поделились своими планами по агломерации территорий.

Решили действовать
По итогам двухдневных прений Совет архитекторов разработал резолюцию, в которой четко отразил потребности современных градостроительных тенденций. В частности принято решение просить Экспертный совет по градостроительной деятельности Комитета по строительству ГД РФ рассмотреть вопрос о разработке предложений по внесению дополнений в законодательство РФ, учитывающее введение понятия «территориальной агломерации» и обеспечение его учета при разработке и реализации документации по территориальному планированию. Кроме того, организационному комитету Союза архитекторов поручено подготовить совместные с РААСН обращения в Минрегионразвития РФ о необходимости введения системы разработки и утверждения документации по территориальному планированию, включая порядок ценообразования и критериев заказ и приемки документации. Также в резолюции отмечена важность учета вопросов агломерации в формировании градостроительной политики и целесообразность изучения работы самарских архитекторов. Со своей стороны власти Самары пообещали полную поддержку в осуществлении агломерации.

Мнение
Виктор Тархов, глава г.о. Самара:

- Вопрос агломерации Самары и Тольятти перспективный. Как практик, от Совета главных архитекторов я жду практических идей. Но главное сегодня – не только обсуждать теоретическую базу, но и постараться найти нужные механизмы ее реализации. Я считаю, что у городов-миллионников должен быть особый статус. Ведь все они являются центрами прибыли и инвестиций. Должна быть координация усилий, чтобы эти города давали больше прибыли и приносили более высокие доходы в российский бюджет. Развитие агломератов – в интересах всей страны. Первоочередная задача Самарско-Тольяттинской агломерации – это вопрос инфраструктурной связи двух городов. Сегодня нас связывает трасса М-5, электропоезд, автобусное сообщение. Этого недостаточно. Как только специалисты предложат свое видение агломерации, надо будет встречаться с мэром Тольятти, образовывать рабочую группу специалистов из двух городов и работать. Я думаю, мы найдем общий язык. Это наш Самарско-Тольяттинский интерес.

Справка «СИ»
Самаро-Тольяттинская агломерация только по численности населения будет составлять более 2, 5 млн. человек и станет третьей крупнейшей единицей в России.

Кристина КАСАБОВА

"Самарские известия", 
№ 98 (5567) от 06.06.09


Вернуться к списку новостей