Новости российских агломераций. Кировчане стремятся к комфорту

Когда мы едем из Кирова в Слободской или Кирово-Чепецк (особенно на автобусе), ни у кого и мысли не возникает, что, возможно, это огромное пространство будет называться Большая Вятка. Хотя и знаем, что существует Большой Сочи. Но если город Сочи подмял под себя не только территориально, но и административно соседние городки и поселки на черноморском побережье, то мы никогда не слышали о Большой Москве или Большом Питере. Тем не менее у специалистов в ходу понятия Московская, Петербургская агломерации.

- В третьей по масштабам, Самарской агломерации, - говорит заместитель главы департамента строительства и архитектуры Николай Александрович Балезин,- города Тольятти с населением 700 тысяч человек и Самара - 1миллион 200 тысяч жителей, ведется работа по включению в агломерацию Новокуйбышевска, а в целом - с деревнями, селами и поселками - там проживают 2,5 миллиона человек, и в Самаре (мы были недавно там на совещании) ищут возможности для решения производственных, социальных вопросов, так как территория очень сильно “занята”.
- И что из этого? Живут же в Москве, Московской области чуть ли не на головах друг друга да еще умудряются предприятия располагать, не говоря о новых дорогах, станциях метро, торговых центрах и т.д.
- В том и дело, что на “головах друг друга”, как вы говорите. А человек стремится жить в комфортных условиях: если не близко к работе, то в собственном доме, если не рядом со школой, больницей, так чтобы хорошая трасса до них вела, чтобы через центр его маленького городка не шли потоком грузовые автомобили и автобусы, чтобы рядом был парк, а не литейное производство. 
- И что надо сделать, чтобы такие комфортные условия проживания и деятельности возникли?
- Для этого ученые прорабатывают вопросы агломераций - компактно расположенных поселений с производственными, культурными, рекреационными (рекреация - отдых, восстановление) связями.
- Николай Александрович, само слово “агломерация” вызывает недоумение даже у “все знающих” журналистов, ведь оно переводится с латыни как “присоединение” и как “накопление”.
- Действительно, но не надо ставить знак равенства между “присоединением” и “объединением”. Конечно, никакого объединения городов, поселений, существующих в рамках агломерации, административно не происходит, никакого пересмотра территориальных границ нет. Просто в агломерации, которую можно представить в виде неких кругов с разным диаметром или эллипсов, существуют определенные зоны. Возьмем предполагаемую агломерацию Киров - Слободской - Кирово-Чепецк, которая записана в стратегии развития нашей области до 2020 года. Ядро - Киров. В радиусе 40 - 45 километров от границ этого муниципального образования разработчики выделяют зону особого хозяйственного режима. На территории Кирова и в названной зоне запрещается размещение новых крупных производств. Мы сразу с вами вспомним о ЦБК, для которого активно ведется поиск площадки и инвесторов. Так вот территория агломерации не подходит для целлюлозно-бумажного производства. В зоне особого хозяйственного режима самое серьезное внимание будет уделено лесам - там запретят хозяйственную деятельность, а приоритетом станут лесовосстановительные работы. Производства, которые можно разместить, должны иметь определенный, низкий, класс вредности, и санитарно-защитную зону не более 100 метров.
Следующий радиус - 70 километров. В пределах этого расстояния от города-ядра специалисты-градостроители и советуют размещать основные производства. 
В Самаре уже практически нет территорий для строительства жилья. И сама агломерация так срослась, что границы городских округов - на расстоянии 10 километров. Для нас это, конечно, нехарактерно. У нас между территориями городов находятся территории районов. И территориальное планирование подразумевает учет интересов проживающих там людей. 
- А один из самых главных интересов - стабильная работа. Не всегда жители того же Слободского и Кирово-Чепецкого районов могут найти ее дома, едут в Киров...
- Еще вятчане уезжают в поисках работы не только на Север, но и в Московскую агломерацию, где возможностей трудоустройства гораздо больше. Но одно дело - покинуть область, другое - трудиться на ее благо, пусть и в соседнем городе. Что нужно для того, чтобы при этом не было большого дискомфорта? Приблизить производство к месту проживания или все-таки дать возможность нормально добраться любым транспортом до работы? Тот, кто ценит чистый воздух, чистую воду, спокойное проживание, выберет быстрый транспорт и хорошую дорогу к предприятию.
- А как тогда будут сочетаться новые генеральные планы развития городов, которые приняты в Кирове и Слободском, с территориальным планированием, ведь при обсуждении этих планов говорилось о необходимости вынести за черту городов вредные производства. Да один химкомбинат чего стоит!
- В Кирово-Чепецке генеральный план был принят давно - в 1968 году. Он отслужил свое, и администрация города заказала разработку нового плана. Но ни один генплан не предусматривает вынос за черту городов существующих промышленных производств, если только их не захотят расширять. В Кирове напротив здания правительства области находится станкостроительный завод, и много раз поднимали вопрос о его переносе, но даже при том, что там есть литейное производство, пока речь только о соблюдении санитарно-экологических норм. А вот захотят развиваться, тогда и будет принято решение о “передислокации”. В территориальном же планировании нужно прописать правила для агломераций, и в Министерстве регионального развития считают, что будущее за ними.
- Какие проблемы надо решать сегодня?
- Схемы территориального планирования для агломерации законодательством пока не предусмотрены, но муниципальные образования могут принять соглашения об агломерации либо об отдельных направлениях совместного развития территорий, например, транспортной инфраструктуры. Для Кирова проектируется объездная дорога с западной стороны. Разрабатывая транспортную схему для агломерации, можно учесть интерес города Слободского, интересы города Кирова с восточной стороны и получить кратчайшее сообщение между городами Слободской и Кирово-Чепецк и доступность к правобережной части, где сегодня активно идет малоэтажная застройка. И таким образом дорожная сеть будет соответствовать растущим запросам в транспортном обслуживании большой территории с центром в Кирове.
- Николай Александрович, выходит, и строительство коттеджей подталкивает к территориальному планированию? Земли в Кирове стало маловато, вот и надо найти ее на стороне. 
- Южная зона Кирова, где предполагается вести малоэтажную застройку, - в границах города. Другое дело, что там есть федеральные земли, и, конечно, постоянно возникают вопросы отношений с землепользователями. Но мы же говорим не о сиюминутных решениях - мы говорим о перспективе на 20 - 30 лет. В том числе перспективе жилищного строительства. Если сегодня не будем думать о будущем, то можем наделать много ошибок.
- Вы говорили о совещании в Самаре, где обсуждались вопросы территориального планирования и агломераций. Скажите, а как финансируются проектные работы по территориальному планированию в этом регионе?
- Это регион-донор, там на градостроительное проектирование в 2009 году было выделено 230 миллионов рублей. 
- А у нас? 
- Масштабы, конечно, скромнее, но у нас разработаны генеральные планы всех муниципальных образований. В Кирове генплан пока без вошедших в муниципальное образование бывших сельских округов, но и они будут учтены. О генплане Кирово-Чепецка я уже говорил. Сейчас дело за тем, чтобы, продвигая идею агломерации, провести её территориальное планирование.
- А если главы Кирова, Слободского, Кирово-Чепецка не смогут договориться о совместной подготовке документов по территориальному планированию, тем более что речь идет об определенном сроке, тогда...
- ... тогда придется ставить вопрос о принятии законодательного решения на федеральном уровне. Но так или иначе взаимные интересы все равно приведут к созданию агломерации - все хотят жить хорошо, уютно, иметь работу, социальное обслуживание, а это как раз и учитывают новые тенденции в градостроительной политике.

Надежда СОЗИНОВА.
"Вятский край".



Вернуться к списку новостей